IV Международная научно-практическая конференция «Речевая коммуникация: междисциплинарное взаимодействие, проблемы и перспективы»

Страны проведения: Россия – Беларусь  – Казахстан – Киргизстан — Израиль
Организаторы:

Кафедра специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»;

Центр обеспечения условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет».

 Цель конференции:

Обосновать проблематику социально-адаптированной речевой коммуникации как междисциплинарной области гуманитарного знания, обсудить подходы к изучению речевой коммуникации в социально-адаптивном аспекте, рассмотреть и проанализировать технологии такой коммуникации, ее дискурсивные форматы и стили применительно к разным видам общения и типам коммуникативных личностей.

Тематические области для обсуждения:

Методология и методы коммуникативных исследований

Стратегии коммуникативного поведения в различных дискурсивных сферах

Языковая личность в современной социо- и лингвокультурной ситуации

Современная русская речь в аспекте преподавания русского языка как родного и иностранного

Коммуникативные технологии современного образования 

Психолингвистические, социолингвистические и лингвокультурологические проблемы речевой коммуникации

Социально-реабилитационные технологии в развитии коммуникативных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья

Создание условий для речевой коммуникации в сфере жизнедеятельности ребенка

Формы участия:

очное участие с докладом;

онлайн-участие с докладом;

участие с публикацией в сборнике материалов конференции.

ПОРЯДОК РАБОТЫ КОНФЕРЕНЦИИ 

   

25.11.2019 заезд иногородних участников

 

26.11.2019 09.00-10.00 – регистрация участников конференции

10.00-13.00 – открытие конференции и первое пленарное заседание

13.00-13.15 – фото-сессия (фойе актового зала)

13.15-14.00 – кофе-брейк (фойе конференц-зала)

14.00-16.00 – второе пленарное заседание

16.00-16.30 – кофе-брейк (фойе конференц-зала)

16.30-18.00 – экскурсия по городу-герою Волгограду

 

27.11.2019 09.00-10.00 – регистрация участников секций конференции

10.00-13.00 – работа секций, публичные лекции ведущих ученых

13.00-14.00 – кофе-брейк (фойе конференц-зала)

14.00-16.00 – публичные лекции и мастер-классы ведущих ученых

16.00-17.00 – подведение итогов конференции, вручение сертификатов

17.00 – отъезд участников конференции

 

Рабочие языки конференции:  русский, английский.

Регламент выступлений: доклад на пленарном заседании – 15-20 минут, на секции – 7-10 минут.

Место проведения конференции: Российская Федерация, город Волгоград, проспект имени В.И. Ленина, 27, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

Программный комитет конференции 

Председатель программного комитета: Карасик Владимир Ильич, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры общего и русского языкознания ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина» (Москва, Россия) 

Сопредседатель программного комитета: Сериков Владислав Владиславович, член-корреспондент РАО, профессор, доктор педагогических наук, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат Премии Правительства России в области образования, советник директора по подготовке научных кадров ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (Москва, Россия) 

Зам. председателя программного комитета: Панченко Надежда Николаевна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой языкознания ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

Члены программного комитета:

Аманова Гулнур Монолбаевна, кандидат педагогических наук, исполняющий обязанности заведующего лаборатории педагогики и профессионального образования Киргизской академии образования (Бишкек, Киргизстан)

Белова Светлана Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет» (Калмыкия, Элиста)

Бруссер Анна Марковна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры сценической речи ФГБОУ ВО «Театральный институт имени Б. Щукина» при государственном академическом театре имени Е. Вахтангова (Москва, Россия) 

Волкова Яна Александровна, доктор филологических наук, доцент, профессор ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (Москва, Россия)

Волчанский Михаил Евгеньевич, доктор социологических наук, профессор, декан факультета клинической психологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России (Волгоград, Россия)

Зайцев Игорь Станиславович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии ГУО «Академия последипломного образования» (Минск, Беларусь)

Каган Лев Эдуардович, соискатель ученой степени PhD, Центр изучения европейской политики и общества, Университет Бен Гурион (Беер-Шева, Израиль)

Казаренков Вячеслав Ильич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной и дифференциальной психологии ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (Москва, Россия) 

Кондубаева Мариям Рамазновна, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАЕ, профессор кафедры русского языка и литературы Института филологии РГП ПХВ «Казахский национальный педагогический университет имени Абая», образовательный центр «Today Education» (Алматы, Казахстан)

Стаина Ольга Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социокультурного развития территории МБОУ ВО «Екатеринбургская академия современного искусства» (Екатеринбург, Россия)

Черникова Тамара Васильевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и развития ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

Шумилова Елена Аркадьевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ГБОУ «Институт развития образования Краснодарского края» (Краснодар, Россия).    

26 НОЯБРЯ 2019 г.
Место проведения: Российская Федерация, город Волгоград, проспект имени В.И. Ленина, 27, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет».

09.00 – 10.00 — Регистрация участников конференции
(главный учебный корпус ВГСПУ, 2-ой этаж)

Выставка-продажа специальной литературы с участием методистов издательств «Просвещение», «Феникс», «Астрель»
10.00 – 13.00 — ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
(главный учебный корпус, актовый зал ВГСПУ)

Выступление творческих коллективов:
Жестовая песня «Миллион голосов», обучающиеся ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 7».
Песня «Твоя звезда» А. Севостьянов, получатель социальных услуг ГБССУ СО ГПВИ «Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
Ансамбль перкуссионных инструментов «Маленькая страна», худ. руководитель О. Сафонова.

Приветственное слово участникам конференции:

Коротков Александр Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, профессор Российской академии образования, ректор Волгоградского государственного социально-педагогического университета (Волгоград, Россия)

Мержоева Зина Османовна, заместитель Губернатора Волгоградской области (Волгоград, Россия)

Савина Лариса Михайловна, председатель комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, кандидат филологических наук (Волгоград, Россия)

Заботина Лилия Юрьевна, председатель комитета социальной защиты населения Волгоградской области (Волгоград, Россия)

Себелев Анатолий Иванович, председатель комитета здравоохранения Волгоградской области (Волгоград, Россия)

ПЕРВОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Онлайн-трансляция

Модератор:

Сафронова Елена Михайловна, доктор педагогических наук, профессор,  профессор кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

Пленарные доклады:

«Межсубъектное общение как механизм личностного развития»

Сериков Владислав Владиславович, член-корреспондент РАО, профессор, доктор педагогических наук, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат Премии Правительства России в области образования, советник директора по подготовке научных кадров ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (Москва, Россия) 

«Асимметричность речевого общения в интернет-среде»

Клушина Наталья Ивановна, доктор филологических наук, профессор кафедры стилистики русского языка факультета журналистики ФГОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (Москва, Россия)

«Теория дискурса:  аксиологическое измерение»

Карасик Владимир Ильич, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры общего и русского языкознания ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина» (Москва, Россия) 

 «От конкурентоспособной к созидательной личности преподавателя в системе трёхъязычного образования»

Кондубаева Мариям Рамазновна,            доктор педагогических наук, член-корреспондент РАЕ, профессор кафедры русского языка и литературы Института филологии РГП ПХВ «Казахский национальный педагогический университет имени Абая», образовательного центра «Today Education» (Алматы, Казахстан)

«Психическое здоровье ребенка: клинико-педагогические аспекты речевой коммуникации»

Раевская Лариса Георгиевна, главный детский психиатр ЮФО, главный врач ГКУЗ «Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница», заслуженный врач РФ, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам ребёнка при Президенте РФ (Волгоград, Россия)

«Роль социальных сетей и интернет-общения в развитии социально-адаптивной речевой коммуникации израильских билингвов»     

Каган Лев Эдуардович, соискатель ученой степени PhD, Центр изучения европейской политики и общества, Университет Бен Гурион (Беер-Шева, Израиль)

 «Развитие коммуникативных навыков педагогов на основе методического опыта театральной школы в области лингвоакмеологии»

Бруссер Анна Марковна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры сценической речи ФГБОУ ВО «Театральный институт имени Б. Щукина» при государственном академическом театре имени Е. Вахтангова (Москва, Россия)

«Атрибутивные свойства диалогических отношений преподавателя и студентов в различных контекстах современной реальности»

Балакирева Екатерина Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университета имени Н.Г.Чернышевского» (Саратов, Россия)

13.00-13.15 – Фото-сессия (фойе актового зала ВГСПУ)

13.15-14.00 – Кофе-брейк (фойе конференц-зала)

 14.00-16.00 – ВТОРОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

(учебный корпус № 1, конференц-зал)

Онлайн-трансляция

Модератор:

Сафронова Елена Михайловна, доктор педагогических наук, профессор,  профессор кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

Пленарные доклады:

«Педагогическое общение в ракурсе когнитивной лингвистики»

Белова Светлана Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет» (Элиста, Калмыкия)

«Коммуникативная компетенция педагога как гарант психоречевого развития ребенка в условиях полилингвального образования»

Ахметова Дания Загриевна, проректор по непрерывному образованию ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова», заведующий кафедрой теоретической и инклюзивной педагогики, доктор педагогических наук, профессор (Казань, Россия)

«Речевая коммуникация в формировании у студентов опыта межкультурного взаимодействия»

Казаренков Вячеслав Ильич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной и дифференциальной психологии ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (Москва, Россия) 

«Деструктивные коммуникативные тактики в педагогическом дискурсе»

Волкова Яна Александровна, доктор филологических наук, профессор кафедры теории и практики иностранных языков института иностранных языков ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (Москва, Россия) 

«Клубная модель публичной коммуникации «Toastmasters Club» в образовательной полиязычной среде университета»

Абдирахманова Ядыкар Сабитовна, докторант PhD, Университет «Туран» (Алматы, Казахстан)

 «Аксиологический аспект формирования системы социально-коммуникативных отношений в инклюзивном обществе»

Шумилова Елена Аркадьевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ГБОУ «Институт развития образования Краснодарского края» (Краснодар, Россия)

«Формирование межличностного взаимодействия учащихся с тяжелыми нарушениями речи как определяющий фактор социальной адаптации»

Зайцев Игорь Станиславович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии ГУО «Академия последипломного образования» (Минск, Беларусь)

«Профессиональная коммуникация: междисциплинарные аспекты»

Бейлинсон Любовь Семёновна, доктор филологических наук, профессор кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия) 

16.00-16.30 – Кофе-брейк (фойе конференц-зала)

16.30-18.00 – Экскурсия по городу-герою Волгограду

27 НОЯБРЯ 2019 г.

09.00-10.00 – Регистрация участников секций конференции

10.00-13.00 – Работа секций конференции, публичные лекции ведущих ученых

Онлайн-трансляция

Секция 1. Психолого-педагогические аспекты социально-адаптивной речевой коммуникации  

Место проведения: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27, ФГБОУ ВО «ВГСПУ»  ауд. 1403

Модераторы:

Федосеева Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

Сафронова Елена Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

Доклады:

 «Идеи Ш. Амонашвили о развитии речи ребенка как «выразителе духа»

Сафронова Елена Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

«Вербальные корреляты эмоционального выгорания учителя»

Черникова Тамара Васильевна,  доктор психологических наук,  профессор кафедры психологии образования и развития ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

«Текст как когнитивный продукт учёного­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ (на материале работ В.И. Вернадского)»

Ракитина Светлана Владимировна, доктор филологических наук, профессор кафедры теории и методики  начального образования ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

«»Освобождение голоса» как перспективный компонент преподавания русского языка»

 Оссовская Мария Петровна, кандидат филологических наук, профессор кафедры сценической речи ФГБОУ ВО «Театральный институт имени Б. Щукина» при государственном академическом театре имени Е. Вахтангова (Москва, Россия) 

«Событийное  образование – перспективный ресурс развития коммуникативной компетентности студентов»

Артюхина Александра Ивановна, доктор педагогических наук, кандидат медицинских наук, руководитель курса педагогики и образовательных технологий ДПО кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России (Волгоград, Россия)

«Дидактический синквейн как средство развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Федосеева Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

«Особенности этико-речевой компетентности студентов аграрного профиля обучения»

Лебедева Анжела Станиславовна, аспирант кафедры педагогики и методики профессионального обучения ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет» (Волгоград, Россия)

«Проектирование специальных образовательных условий для обучающихся с речевыми нарушениями»

Шипилова Елена Викторовна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

«Диалогичность юношества с ограниченными возможностями здоровья как характеристика готовности к речевой  коммуникации в театральной деятельности»

Фоторная Юлия Валерьевна, магистрант кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

«Зарубежная литературная сказка как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников»

Бурмистрова Елена Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики  начального образования ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

«Представления о будущем у подростков: нарративные формы работы педагога-психолога»

Туровская Ольга Дмитриевна, магистрант факультета психолого-педагогического и социального образования ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

«Особенности формирования образа мира дошкольника в билингвальной коммуникативной среде»       

Семенова Валерия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

«Обучение учащихся киргизской школы пониманию речи на уроках русского языка»

Аманова Гулнур Монолбаевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник «Киргизская академия образования» (Бишкек, Киргизстан).

«Театральные методики обучения как коммуникативные практики»

Стаина Ольга Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социокультурного развития территории МБОУ «Екатеринбургская академия современного искусства» (Екатеринбург, Россия)

«Роль предмета «самопознание» в развитии способов коммуникативного взаимодействия у учащихся»

Власенко Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин «Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова»; Ткаченко Виктория, студентка «Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова» (Кокшетау, Казахстан)

«К вопросу о формировании коммуникативной компетентности подростков»

Корягина Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин «Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова»; Кабдеш Самат, студент «Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова» (Кокшетау, Казахстан)

«Русский язык в условиях профильного обучения в школах Киргизстана»

Супатаева Эльвира Акиновна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией теории и практики образования и воспитания       «Киргизская академии образования» (Бишкек, Киргизстан)

«Коммуникативные технологии формирования речевой детальности студентов»

Абдыбекова Нурмира Абдыбековна, старший преподаватель, главный специалист отдела магистратуры и аспирантуры «Киргизская государственная академия физической культуры и спорта» (Бишкек, Киргизстан)

Секция 2. Клинико-педагогические аспекты социально-адаптивной речевой коммуникации    

Место проведения: г.Волгоград, ул. Батальонная, 15, ГКУЗ «Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница»

Модераторы:

Раевская Лариса Георгиевна, главный детский психиатр ЮФО, главный врач ГБУЗ «Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница», заслуженный врач РФ, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам ребёнка при Президенте РФ (Волгоград, Россия)

Ивашев Сергей Петрович, кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт, зам. главного врача ГБУЗ «Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница» (Волгоград, Россия)

Доклады:

«Проблема сохранения психического здоровья ребенка по всему образовательному маршруту»

Раевская Лариса Георгиевна, главный детский психиатр ЮФО, главный врач ГБУЗ «Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница», заслуженный врач РФ, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам ребёнка при Президенте РФ (Волгоград, Россия)

«Дифференциальная диагностика и коррекция тяжелых речевых расстройств»

Меньшова Валентина Васильевна, заведующий логопедическим кабинетом ГБУЗ «Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница», логопед высшей категории (Волгоград, Россия)

«Использование авторских игр в работе с детьми-логопатами»

Запевалова Светлана Викторовна, логопед ГБУЗ «Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница», Смирнова Лариса Юрьевна, логопед ГБУЗ «Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница» (Волгоград, Россия)

«Дифференциальная диагностика тяжелых речевых расстройств и коррекционная работа»

Смирнова Лариса Юрьевна, логопед ГБУЗ «Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница» (Волгоград, Россия)

«Влияние системы воспитания в семье на формирование психологических особенностей детей с речевыми расстройствами»

Любимцева Алина Игоревна, медицинский психолог второй квалификационной категории ГБУЗ «Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница» (Волгоград, Россия)

«Психологические особенности в сфере речевой коммуникации у детей с шизофренией»

Луговкина Дарья Александровна,  медицинский психолог второй квалификационной категории ГБУЗ «Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница» (Волгоград, Россия)

«Нейропсихологический подход к коррекции речевых расстройств у детей с церебральной органической патологией»

Туровская Наталья Григорьевна,  кандидат психологических наук, медицинский психолог высшей квалификационной категории ГБУЗ «Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница» (Волгоград, Россия)

«Структура психопатологических расстройств у детей с речевой патологией»

Ивашев Сергей Петрович, кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт, зам. главного врача ГБУЗ «Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница» (Волгоград, Россия)

«Слухоречевая среда как важное условие формирования коммуникативной компетенции у детей с нарушением слуха»

Обухова Тамара Исаковна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии ГОУ «Академия последипломного образования» (Минск, Беларусь)

«Использование  игровых упражнений по развитию  слухоречевого восприятия для формирования коммуникативных навыков у дошкольников с кохлеарным имплантом»

Емельяненко Дарья Юрьевна,  учитель — логопед         МОУ Детский сад №2 Красноармейского района г. Волгограда; Каткова Мария Владимировна, учитель — логопед           МОУ Детский сад №2 Красноармейского района г. Волгограда (Волгоград, Россия)

Секция 3. Дискурсивно-педагогические аспекты социально-адаптивной речевой коммуникации 

Место проведения: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27, ФГБОУ ВО «ВГСПУ»  ауд. 0231

Онлайн-трансляция

Модераторы:

Панченко Надежда Николаевна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой языкознания ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

Крюкова Ирина Васильевна, доктор филологических наук, профессор, профессор языкознания ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

Доклады:

«Окказиональные новообразования в современном юмористическом дискурсе»

Коробкина Наталия Игоревна, кандидат филологических наук, доцент кафедры языкознания ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»  (Волгоград, Россия)

«Манипулятивные тактики в речевом общении: гендерный аспект»

Дьякова Анастасия Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры языкознания ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»  (Волгоград, Россия)

«Троллинг как речевой жанр»

Лутовинова Ольга Васильевна, доктор филологических наук, профессор кафедры теории английского языка ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

«Стратегии коммуникативного поведения, формирующие у адресанта позитивное отношение к речевому событию»

Буряковская Валерия Анатольевна, доктор филологических наук, профессор кафедры теории английского языка ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

«Дискоммуникация в судебной речи» 

Пригарина Наталья Константиновна, доктор филологических наук, профессор кафедры языкознания ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

«Категоричное и некатегоричное речевое поведение в педагогическом дискурсе»

Панченко Надежда Николаевна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой языкознания ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

«Риторический анализ как способ выявления эффективности межличностных дискуссий»

Крюкова Ирина Васильевна, доктор филологических наук, профессор, профессор языкознания ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

«Выход из спора: критерии определения эффективности»

Сегеда Анастасия Сергеевна, соискатель ученой степени кандидата филологических наук по кафедре языкознания ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

«Языковая политика как детерминант речевого поведения»

Гулинов Дмитрий Юрьевич, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой романской филологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

«Дискурсивные особенности самоидентификации личности в воспитательном дискурсе»

Ильинова Елена Юрьевна, доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный  университет»,  Цинкерман Тамара Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный  университет» (Волгоград, Россия)

«Коммуникативное поведение политика и формирование имиджа страны»

Митягина Вера Александровна, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и практики перевода ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный  университет» (Волгоград, Россия)

«Формирование коммуникативной и социокультурной компетенций у студентов-бакалавров в процессе обучения иностранному языку»

Роговская Наталия Ивановна,  кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского языка и методики его преподавания ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

«Корпусная методология в изучении дискурса»

Кочетова Лариса Анатольевна, доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный  университет» (Волгоград, Россия)

«Художественный дискурс как модель межличностной коммуникации»

Чижикова Ольга Васильевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и методики профессионального обучения  ФГБОУ ВО  «Волгоградский государственный аграрный        университет», Золотых Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и методики профессионального обучения  ФГБОУ ВО  «Волгоградский государственный  аграрный университет» (Волгоград, Россия)

«Место фразеологических единиц в речевой коммуникации студентов педагогического вуза»

Гриднева Татьяна Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики начального образования ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»  (Волгоград, Россия)

«Темпоральная организация англоязычной онлайн-лекции»

Сороколетова Наталья Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английской филологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный университет» (Волгоград, Россия)

«Специфика фонологических систем русского и китайского языков»

Шипилова  Инна  Алексеевна,  студентка   института   иностранных   языков          ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

«Коммуникативные ситуации в процессе изучения иностранного языка как условие формирования опыта самоорганизации у студентов»

Топоркова Екатерина Сергеевна,            аспирант ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» (Россия, Москва)

Секция 4. Коррекционно-педагогические аспекты социально-адаптивной речевой коммуникации              

Место проведения: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27, ФГБОУ ВО «ВГСПУ»  конференц-зал

Онлайн-трансляция

Модераторы: Бейлинсон Любовь Семёновна, доктор филологических наук, профессор кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия) 

Хвастунова Елена Петровна, кандидат социологических наук, руководитель Центра обеспечения условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия) 

Доклады:

«Активная речевая коммуникация участников группы психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития как  условие продуктивности деятельности сопровождения»

Гладкая Валентина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой дефектологии ГУО «Академия последипломного образования» (Минск, Беларусь)

«Технологии преодоления речевых нарушений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта в условиях инклюзивного образования»

Валькович Ольга Федоровна, аспирант НМУ Минобразования РБ «Национальный институт образования», учитель-дефектолог СШ № 208 (Минск, Беларусь)

«Лингвокультурные традиции и речевая коммуникация»

Калашникова Анна Ревокатовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

«Формирование метапредметной компетенции  «читательская грамотность» у младших школьников с ограниченными  возможностями здоровья и нормой развития»

Сергеев Анатолий Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО «Волгоградская академия  последипломного образования» (Волгоград, Россия)

«Гармонизация речевой коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья в социальной среде»

Хвастунова Елена Петровна, кандидат социологических наук, руководитель Центра обеспечения условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия) 

«Особенности формирования функций фонематической системы у детей»

Фуреева Елена Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия) 

«Коррекция дизорфографии у младших школьников общеобразовательной школы»

Бондаренко Татьяна Андреевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия) 

«Пути совершенствования логопедической поддержки детям с недоразвитием фонематических процессов»

Лоскутова Елена Владиславовна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия) 

«Формирование универсальных коммуникативных навыков у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

Артемова Светлана Александровна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия) 

«Реализация инклюзивного подхода в образовании детей с речевыми и сенсорными нарушениями»

Соловьева Надежда Владимировна, директор ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 6» (Волгоград, Россия)

«Комплексное сопровождение школьника с тяжелыми нарушениями речи: организация, содержание, технологии»

Мещерякова Наталья Юрьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 6» (Волгоград, Россия)

«Формирование коммуникативной культуры старшеклассников с нарушениями речи как фактора их социализации»

Бодрова Рита Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 6» (Волгоград, Россия)

«Стратегии обучения школьников письменно-речевой коммуникации при подготовке к государственной итоговой аттестации»

Никулина Ирина Геннадиевна, учитель русского языка и литературы ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 6» (Волгоград, Россия)

«Формирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках русского языка и литературы»

Ладыгина Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 6» (Волгоград, Россия)

«Диагностика нарушения синтаксических норм у младших школьников с дисграфией»

Филина Мария Николаевна,  магистрант кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия) 

«Коррекция сигнификативных нарушений семантической системы у детей с алалией»  

Кобызева Наталья Геннадьевна, старший преподаватель        кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия) 

«Коммуникативно-речевые игры как средство формирования навыков общения у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Калашникова   Елена   Александровна,  учитель-логопед,   воспитатель           МОУ Детский сад №2, Пенькова Алевтина Николаевна, воспитатель МОУ Детский сад №2 (Волгоград, Россия)

«Авторское пособие «Мамин труд», как средство активизации  речи детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями по зрению разных форм глаголов»

Геровская Наталья Владимировна, учитель-дефектолог МОУ «Начальная  школа, реализующая адаптированные  образовательные программы для детей с нарушением зрения, № 1», Колосова Наталья Алексеевна, воспитатель МОУ «Начальная  школа, реализующая адаптированные  образовательные программы для детей с нарушением зрения, № 1» (Волгоград, Россия)

«Лингвистические умения как аспект адаптивной речевой коммуникации в инклюзивном образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Шерипова Марина Михайловна, учитель-дефектолог МДОУ Детский сад № 92  «Черемушка» г.Волжского Волгоградской области, Куликова Елена Николаевна, учитель-дефектолог МДОУ Детский сад № 92 «Черемушка» г. Волжского Волгоградской области» (Волжский, Россия)

Секция 5. Медико-психологические и социологические аспекты социально-адаптивной речевой коммуникации       

Место проведения: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Пионерская, 26, ГБСУ СО «Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов «Надежда»

Модераторы: Волчанский Михаил Евгеньевич, доктор социологических наук, профессор, декан факультета клинической психологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава РФ (Волгоград, Россия) 

Лапп Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия) 

Доклады:

«Формирование социально-адаптивной речевой коммуникации у детей с ограниченными возможностями здоровья: итоги пилотного проекта «В мир с «Надеждой»»  

Казачкова Елена Владимировна, заведующий информационно-методическим отделением ГБСУ СО «Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов «Надежда» (Волжский, Россия)

«Алекситимический симптомокомплекс у медицинских работников»

Волчанский Михаил Евгеньевич, доктор социологических наук, профессор, декан факультета клинической психологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава РФ (Волгоград, Россия) 

«Лингвокультурные особенности восприятия пациента врачом»

Жура Виктория Валентиновна, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков с курсом латинского языка ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава РФ (Волгоград, Россия) 

«Особенности текстуализации восприятия врачом пациента в письменном медицинском дискурсе»             

Рудова Юлия Владимировна, кандидат филологических наук, доцент  ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава РФ  (Волгоград, Россия) 

«Развитие коммуникативной компетентности у людей третьего возраста»

Чумаков Вячеслав Игоревич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы с курсом педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования  ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава РФ (Волгоград, Россия)

«Специфика подготовки будущих дефектологов к научной коммуникации»  

Лапп Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

«Формирование заключения и рекомендаций ПМПК для получения образования и медицинского обслуживания дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи»

Белоусова Нина Николаевна, консультант отдела дошкольного образования и охраны прав детей департамента по образованию администрации Волгограда, руководитель городского отделения территориальной ПМПК Волгограда (Волгоград, Россия) 

«Социально-психологический подход к решению проблемы речевой коммуникации у детей и взрослых»

Саввина Марина Николаевна, директор ГКУ СО «Волгоградский областной центр психолого-педагогической помощи населению» (Волгоград, Россия) 

«Формирование речевой коммуникации у детей в условиях Центра социальной помощи семье и детям «Семья»

Киликаева Евгения Ивановна, заведующий консультативным отделением, психолог ГКУ СО «Волгоградский областной центр психолого-педагогической помощи населению» (Волгоград, Россия)

«Педагогическая поддержка социально-коммуникативного развития детей с задержкой психического развития»

Ярикова Светлана Георгиевна, кандидат педагогических наук, профессор  кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», Ярикова Марина Владимировна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»  (Волгоград, Россия)

«Формирование коммуникативной культуры будущих сурдопедагогов в условиях профессиональной подготовки»

Дворецкая Маргарита Александровна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

«Особенности формирования социального опыта у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом»

Андропова Анна Владимировна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

«Коммуникативные конфликтогены и особенности морально-психологического климата в коллективе»

Кондрашова Рута Юргисовна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава РФ (Волгоград, Россия)

«Преодоление психологических барьеров при вербальном общении детей дошкольного возраста в инклюзивных группах»

Жемчужнова Марина Владимировна, педагог-психолог МОУ Детский сад  № 279; Бутковская Светлана Иосифовна, педагог-психолог МОУ Детский сад  № 279 (Волгоград, Россия)

«Активные и интерактивные методы обучения как средство развития речевой коммуникации дошкольников в условиях инклюзивного образования»

Ничепорчук Татьяна Петровна, учитель-логопед МОУ Детский сад  № 279,  Шевлякова Елена Иосифовна, учитель-логопед МОУ Детский сад  № 279 (Волгоград, Россия) 

 «Формирование социально-адаптивной речевой коммуникации  дошкольников  в условиях многовекторной модели инклюзивной образования»

Кузнецова Елена Тагировна, старший воспитатель МОУ Детский сад  № 279, Конюхова Елена Владимировна, воспитатель МОУ Детский сад  № 279 (Волгоград, Россия) 

«Развитие  речевой коммуникации педагогов  как фактор эффективного  взаимодействия с родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Попова Нина Борисовна, заведующий МОУ Детский сад № 279, Любимова Екатерина Сергеевна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», учитель-дефектолог  МОУ Детский сад  № 279 (Волгоград, Россия) 

«Проблема коммуникации в диаде «врач — пациент»

Гриджук Надежда Андреевна, студентка лечебного факультета ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава РФ (Волгоград, Россия) 

«Активизация межполушарного взаимодействия у школьников с нарушениями чтения и письма посредством казуальных игр на мобильной платформе»

Карнакова-Гаврикова Марина Юрьевна, учитель-логопед  МОУ гимназия № 10 (Волгоград, Россия)    

«Факторы, определяющие эффективность слухового восприятия в процессе речевой коммуникации»

Захлебаева Виктория Викторовна, магистр педагогических наук,       аспирант, научный сотрудник, «Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова» (Кокшетау, Казахстан)

Секция 6. Информационно-технологические аспекты социально-адаптивной речевой коммуникации

Место проведения: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27, ФГБОУ ВО «ВГСПУ» ауд. 1405

Онлайн-трансляция

Модераторы:

Щербаков Максим Владимирович, доктор технических наук, заведующий кафедрой «Системы автоматизированного проектирования и поискового конструирования» ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный университет»  (Волгоград, Россия) 

Матохина Анна Владимировна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Системы автоматизированного проектирования и поискового конструирования» ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный университет»  (Волгоград, Россия) 

Доклады:

«Система дополнительного инженерного образования для детей с нарушением слуха»

Щербаков Максим Владимирович, доктор технических наук, заведующий кафедрой «Системы автоматизированного проектирования и поискового конструирования» ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный университет»  (Волгоград, Россия) 

«Использование информационных ресурсов при организации программ повышения финансовой грамотности для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Дулина Надежда Васильевна, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Моисеева Дарья Викторовна, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента и финансов производственных систем и технологического предпринимательства ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет» (Волгоград, Россия) 

«Совершенствование системы языковой и речевой подготовки иностранных предмагистрантов и предаспиранов посредством ИКТ»

Ионкина Елена Сергеевна,  кандидат физических наук, доцент кафедры «Русский язык» ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Тюменцева Елена Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русский язык» ФГБОУ  ВО «Волгоградский государственный технический университет», Харламова Наталья Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русский язык» ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет»,
Севрюкова Галина Александровна, доктор биологических наук, профессор, доцент кафедры «Промышленная экология и безопасность жизнедеятельности» ФГБОУ ВО  «Волгоградский государственный технический университет» (Волгоград, Россия) 

«Использование ИКТ для организации коммуникации при преподавании курсов дополнительного образования  для слабослышащих детей»

Матохина Анна Владимировна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Системы автоматизированного проектирования и поискового конструирования» ФГБОУ ВО  «Волгоградский государственный технический университет»,  Щербаков Максим Владимирович,  доктор технических наук, заведующий кафедрой «Системы автоматизированного проектирования и поискового конструирования» ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Щербакова Наталия Львовна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Физика» ФГБОУ ВО  «Волгоградский государственный технический университет» (Волгоград, Россия) 

«Игровые технологии при организации социального взаимодействия лиц с особенностями развития»

Шабалина Ольга Аркадьевна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Системы автоматизированного проектирования и поискового конструирования» ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет» (Волгоград, Россия) 

«Цифровая образовательная среда региона при формировании социокультурной компетенции дошкольника»          

Смыковская Татьяна Константиновна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физики, методики преподавания физики и математики, ИКТ ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»         (Волгоград, Россия) 

«Использование сервисов сети Интернет для создания адаптивной системы развития речевой коммуникации дошкольников»

Корсунова Вероника Александровна, заведующий кабинетом кафедры физики, методики преподавания физики и математики, ИКТ  ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия) 

«Рекламные тексты в интернет-коммуникации»

Калашников Георгий Сергеевич, студент института иностранных языков ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»         (Волгоград, Россия) 

11.30 – 13.00 —  Публичная лекция   «Техника и культура речи как условие профессиональной компетентности педагога»

Место проведения: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27, ФГБОУ ВО «ВГСПУ» ауд. 1407

Организаторы:

Бруссер Анна Марковна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры сценической речи ФГБОУ ВО «Театральный институт имени Б. Щукина» при государственном академическом театре имени Е. Вахтангова (Москва, Россия)

Оссовская Мария Петровна, кандидат филологических наук, профессор кафедры сценической речи ФГБОУ ВО «Театральный институт имени Б. Щукина» при государственном академическом театре имени Е. Вахтангова (Москва, Россия) 

13.00-14.00 – Кофе-брейк (фойе конференц-зала)

14.00-16.00 – Публичные лекции и мастер-классы ведущих ученых

13.10 — 14.40 — Публичная лекция  «Новая парадигма частной дидактики в  системе  полиязычного образования»

Место проведения: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27, ФГБОУ ВО «ВГСПУ» ауд. 0434

Организатор:

Кондубаева Мариям Рамазновна, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАЕ, профессор кафедры русского языка и литературы Института филологии РГП ПХВ «Казахский национальный педагогический университет имени Абая», образовательный центр «Today Education» (Алматы, Казахстан)

14.00 — 15.30 — Мастер-класс  по сценической речи для актеров инклюзивного театра

Место проведения: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27, ФГБОУ ВО «ВГСПУ» ауд. 0119

Организаторы:

Бруссер Анна Марковна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры сценической речи ФГБОУ ВО  «Театральный институт имени Б. Щукина» при государственном академическом театре имени Е. Вахтангова (Москва, Россия)

Оссовская Мария Петровна, кандидат филологических наук, профессор кафедры сценической речи ФГБОУ ВО «Театральный институт имени Б. Щукина» при государственном академическом театре имени Е. Вахтангова (Москва, Россия) 

16.00-17.00 – Подведение итогов конференции, вручение сертификатов

Место проведения: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27, ФГБОУ ВО «ВГСПУ» конференц-зал

Модераторы:

Федосеева Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

Сафронова Елена Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Волгоград, Россия)

17.00 – Отъезд участников конференции