Основной целью конференции являлось обобщение и представление результатов фундаментальных, общенаучных педагогических, психологических, социологических, исторических и экологических исследований, методических разработок проблемы социокультурных практик современного детства.
Социокультурные практики современного детства являются духовно-нравственными, социально-психологическими ориентирами повседневности будущего поколения. Освоение социокультурных норм и закрепление асоциальных образчиков, присвоение общечеловеческих ценностей и задатки противозаконных поступков, опыт родительской любви, заботы и брошенное детство – все формируется в социокультурных практиках детей, в их образовательной, досуговой, творческой деятельности.
На пленарном заседании были заслушаны выступления ведущих ученых Волгограда, Москвы, Орла, Севастополя, Оренбурга, занимающихся общенаучными педагогическими, психологическими исследованиями проблемы социокультурных практик современного детства, проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов к организации социокультурных практик детей и молодежи. Модератор – Лариса Бородаева, декан факультета социальной и коррекционной педагогики, заведующий кафедрой социальной педагогики, кандидат педагогических наук, доцент ВГСПУ.
Далее состоялась работа дискуссионной площадки «Социокультурные аспекты проблемы вторичных возвратов детей-сирот», руководитель – Инна Руднева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики ВГСПУ. Также прошел круглый стол «Досуговые практики детей и молодежи в современном социокультурном пространстве», руководители – Светлана Морозова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики ВГСПУ, Вера Бондарева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики ВГСПУ.
Во второй день работы конференции была организована работа секционных заседаний.
В рамках секционного заседания «Социокультурные практики детей в информационно-образовательном пространстве» состоялось обсуждение возможностей информационно-образовательной среды образовательного учреждения в развитии и обучении детей, вопросов здоровьесбережения, информационной безопасности и информационной гигиены. Руководитель – Инга Мироненко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики ВГСПУ.
Секционное заседание «Социокультурные практики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» было организовано на базе детского сада № 48 Центрального района Волгограда, организации- партнера ВГСПУ. На секции были заслушаны доклады практиков об организационно-методических и практических аспектах применения в образовательном процессе ДОУ социокультурных практик детей, о создании условий для развития социально-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-игровой импровизации и театрализованной деятельности, в процессе организации коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ в инклюзивном образовании. Руководитель – Марина Ярикова, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии ВГСПУ, руководитель Региональной инновационной площадки.
В ходе секционного заседания «Современная система социальной защиты семьи и детства» обсуждались социально-педагогические аспекты проблемы социальной защиты семьи и детства, возможности института семьи в организации социокультурных практик детей. Секция проводилась на базе ГКУ СО «Советский центр социального обслуживания населения», организации – партнера ВГСПУ. Руководители – Владимир Черников, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики ВГСПУ, Ирина Павлик, директор ГКУ СО «Советский центр социального обслуживания населения».
Секционное заседание «Социокультурные практики детей в инклюзивном образовании» было направлено на обсуждение вопросов социального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, рассмотрение возможностей социокультурных практик детей с особыми образовательными потребностями. Секция была организована на базе МОУ «Детский сад № 279 Красноармейского района Волгограда», организации – партнера ВГСПУ. Руководители – Екатерина Любимова, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии ВГСПУ, руководитель Региональной инновационной площадки, Нина Попова, заведующий МОУ «Детский сад № 279 Красноармейского района Волгограда».
Секционное заседание «Социокультурные практики детей и молодежи в условиях образовательной организации» объединило ученых и практиков, занимающихся вопросами профессиональной подготовки специалистов в условиях современного социокультурного пространства, изучающих возможности целостного подхода в профессиональной подготовке специалистов сферы защиты семьи и детства. Руководители – Галина Бородаева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики ВГСПУ, Инна Руднева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики ВГСПУ.
Феноменология детства, вопросы организации социокультурных практик современного детства вызвали значительный интерес ученых и практикующих специалистов из Волгограда и Волгоградской области, Москвы и Московской области, Курганской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Екатеринбурга, Саратова, Севастополя, Оренбурга, Орла, Ростова-на-Дону, из Узбекистана.