В ВГСПУ состоялась Международная научно-практическая онлайн-конференция «Условия и механизмы развития непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью».
Странами проведения онлайн-конференции являлись Россия, Беларусь, Кыргызстан, Израиль, Луганская Народная Республика. Организаторами научного мероприятия выступили факультет социальной и коррекционной педагогики, кафедра специальной педагогики и психологии, Центр обеспечения условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Целевыми ориентирами онлайн-конференции стали: обобщение и анализ результатов научных исследований в вопросах непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; осмысление требований времени к психолого-педагогическому и социальному сопровождению образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе непрерывного образования; обсуждение вопросов, связанных с научным исследованием и созданием условий развития непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; уточнение целей, содержания, методов, критериальной базы непрерывного образования данной категории субъектов.
Основные направления работы онлайн-конференции: теоретические основы реализации условий и механизмов непрерывного образования развития непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; проблемы организации непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте; проблемы организации непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в период обучения в школе; проблемы организации непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в процессе профессионального самоопределения; организация непрерывного образования лиц с особыми образовательными потребностями в процессе социально-педагогического и социально-культурного сопровождения; межведомственное взаимодействие специалистов в вопросах реализации механизмов развития непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; психолого-педагогическое и социальное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, при реализации непрерывного образования.
Онлайн-конференция включала в себя два пленарных заседания и четыре секционных. С приветственным словом к участникам онлайн-конференции обратились Юрий Жадаев, проректор по учебной работе ВГСПУ и Татьяна Смирнова, начальник отдела специального образования комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области.
В пленарных заседаниях приняло участие более 150 человек, в секционных заседаниях – 252 человека, среди которых — ведущие ученые и педагоги-практики: Ахметова Д.З. (д.п.н., г. Казань), Гребенникова В.М. (д.п.н., г. Краснодар), Евтушенко И.Е. (д.п.н., г. Москва), Кукуев Е.Н.(к.п.н., г. Тюмень), Патрушева И.В. (к.п.н., г. Тюмень), Самсонова Е.В. (к. псих. н., г. Москва), Сериков В.В. (д.п.н., г. Москва), Цыренов В.Ц. (д.п.н., Республика Бурятия, г. Улан-Удэ), Lev E. Kagan (Университет Бен Гурион, Израиль, г.Беер-Шева), Турянская О.Ф. (к.п.н., Луганская Народная Республика, г. Луганск), Кекеева З.О. (д.п.н., Республика Калмыкия, г. Элиста), Лемех Е.А. (к.п.н., Беларусь, г. Минск), Семаго М.М. (к.псих.н., г. Москва), Семаго Н.Я. (к.псих.н.), Тимченко Е.С. (к.п.н., г. Ростов-на-Дону), Артюхова Т.Ю. (к.псих.н., г. Красноярск), Тогузбаева Н. М. (аспирант, Киргизия, г. Бишкек) и др.
В ходе профессионального общения обсуждались такие фундаментальные научные проблемы, как обеспечение преемственности всех уровней образовательной системы с учетом выделенных в Концепции развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья ориентиров и ожидаемых достижений; определение научно обоснованных ориентиров современного воспитания и эффективного обучения «особенных» детей, адресованных каждому уровню образования, начиная с первого года жизни ребенка, включая как инклюзивные, так и специальные условия образования; исследования современной семьи ребенка-инвалида; анализ и разработка недостающего инструментального обеспечения всех видов и этапов практической профессиональной деятельности педагога-дефектолога на разных уровнях образования в отношении детей разных нозологических групп и вариантов психического развития внутри каждой из них, и др.
Состоялось уточнение основных условий и механизмов развития непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, обозначены проблемные области, требующие научного исследования в современной образовательной ситуации. Среди них: реконструкция системы дополнительного профессионального образования на основе развивающихся научных представлений в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии; специальная дидактика цифрового образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; исследование влияния компьютерных технологий и электронного обучения на здоровье и качество образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, и др.
В рамках онлайн-конференции впервые был проведен «Инклюзивный диктант», в котором участвовали все участники, а также преподаватели, студенты и магистранты факультета социальной и коррекционной педагогики.