Студенты и преподаватели Факультета социальной и коррекционной педагогики провели целый ряд мероприятий, приуроченных к Международному дню человека с синдромом Дауна.

Ежегодно в Волгоградском регионе проводится разъяснительная работа, направленная на повышение уровня информирования общественности о синдроме Дауна, о проблеме аутизма. В резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН уделено внимание необходимости принимать все меры для информирования общества о проблеме детей, страдающих аутизмом, о важности улучшения качества жизни людей с синдромом Дауна. Была реализована программа мероприятий, посвященных Международному дню человека с синдромом Дауна (21 марта), Международному дню распространения информации о проблеме аутизма (2 апреля).
Преподаватели и студенты факультета социальной и коррекционной педагогики разработали и реализовали программу мероприятий, посвященную Международному дню людей с синдромом Дауна, Международному дню распространения информации о проблеме аутизма. Программа мероприятий включала проведение мастер-классов для студентов и магистрантов на базах специальных образовательных учреждений, организацию тематических классных часов для учащихся ряда волгоградских школ.
Студенты первого курса профиля «Логопедия» провели творческую мастерскую «Наш солнечный мир» для детей с ОВЗ – воспитанников МОУ детский сад № 279 (рук. ст. преп. Е.С. Любимова). Учреждение является одним из лидеров региона в эффективной практике применения технологий образовательной и социальной инклюзии. Ребята с увлечением делали аппликации, потом немного позанимались раскраской, сняли напряжение с ручек, поиграли в веселые игры и слушали детские песенки.
Студенты четвертого курса профиля «Психология и социальная педагогика» выполняли другую важную работу – выступали перед учащимися общеобразовательных школ с просветительскими задачами (рук. доц. И.А. Руднева). Используя видеоролики, электронные презентации, были проведены тематические классные часы об особенностях диагноза «синдром Дауна», об особенностях психосоциального и физического развития детей с таким диагнозом, о важности их семейного воспитания и раннего развития. Изложенная информация вызвала массу вопросов, мнений, оживленных дискуссий и споров. Ребята очень заинтересованно отнеслись к занятию и долго задавали вопросы о мире солнечных людей, главным словом дня для школьников стало слово «доброжелательность». Такие беседы, по мнению педагогов школ, очень полезны для подростков, это профилактика невежества и негативного отношения к инакости, к не таким, как ты. Площадками выступали учреждения – партнеры факультета: МОУ СШ № 85 (социальный педагог П.Н. Лукашова), МОУ Лицей № 5 (социальный педагог А.М. Оборина), МОУ Гимназия № 16 (социальный педагог Н.Л. Чувичилова), МОУ СШ № 97 (педагог-психолог Е.Н. Маргарян) и МБОУ СОШ № 3 Городищенского района (социальный педагог О.В. Крючкова).
Студенческий круглый стол «Ребенок с расстройством аутистического спектра: воспитание в семье» был проведен на базе Центра социальной и трудовой реабилитации молодых инвалидов «Теплый дом» (рук. доц. Л.Г. Бородаева, Г.В. Семенова).
В начале круглого стола студенты вспомнили о признаках аутизма и причинах его возникновения, видах аутистических расстройств и формах работы с детьми, имеющими эти расстройства. Затем некоторые из них поделились собственными впечатлениями от общения с такими людьми. Студенты отметили, что статистические данные относительно постоянного увеличения в мире количества людей с аутизмом справедливы, поскольку сегодня только центр «Теплый дом» посещают девять молодых людей и девушек, имеющих расстройства аутистического спектра.
Фрагмент широко известного фильма «Они – иные» помог участникам круглого стола понять глубинное значение своевременной и правильно поставленной диагностики, а также грамотно выполняемых методик в работе с такими детьми. Иллюстрацией к этому стал слайд-фильм о девяти воспитанниках с аутизмом, посещающих центр «Теплый дом».
Пронзительным моментом круглого стола стал переданный одной из мам ребенка с аутизмом материал-обращение к людям, живущим рядом, но не совсем знающим, а в некоторых случаях, не желающим знать об этой проблеме. А завершился круглый стол красочным флеш-мобом под названием «Радуга сердец».
Напомним, название болезни происходит от фамилии врача Джона Ленгдона Дауна, который описал основные физические особенности этого синдрома в 1866 году. Причину заболевания – наличие дополнительной пары хромосомы – нашли только в середине ХХ века: вместо обычных 46 хромосом, человек с синдромом Дауна имеет 47 хромосом. Дауны — необыкновенные дети, они очень оптимистичны и охотно дарят окружающим улыбки. Они совершенно не умеют лгать, чисты душой и открыты миру. Общение с ними неизменно несёт радость. За свою позитивность дауны даже получили негласное название «дети солнца». И современному обществу нелишне было бы поучиться у них увлечённости и доброте.
Аутизм – это нарушение развития, при котором снижена или каким-то образом искажена способность человека взаимодействовать с социальной средой, то есть с окружающими его людьми. Специалисты отмечают, что расстройства аутистического спектра входят в большую диагностическую группу, которую называют «расстройства развития». Современные методы генетического обследования позволяют выявить причину аутизма примерно у 25% детей. Также уже известно много факторов внешней среды, которые влияют на риск аутизма. В целом же этой болезни сопутствует целая группа мифов. Например, существует миф, что аутичные люди каким-то волшебным образом перерастут свой аутизм. Важно понимать, что перерасти аутизм нельзя. Другой миф, что аутисты не нуждаются в дружбе и общении. На самом деле многочисленные исследования показали, что люди с аутизмом очень страдают от одиночества.
Основной целью мероприятий, проведенных Факультетом социальной и коррекционной педагогики, являлось повышение уровня информированности общественности об особенностях развития детей с синдромом Дауна и детей с расстройствами аутистического спектра, а также формирование профессионально-педагогической компетентности студентов – будущих дефектологов, психологов и социальных педагогов в русле деятельностного и практико-ориентированного подходов.