Опыт педагогов

Коллекция методических разработок педагогов-практиков

Технологическая карта организации самостоятельной работы студентов

27.01.2016 Елена Сергеева 0 Comments

Тип материала: методическая разработка

Автор: Андреева Ольга Ивановна

Место работы: ГБПОУ РО «Донской педагогический колледж», г. Азов

Должность автора: преподаватель

* Материалы публикуются в авторской редакции

Смысл образовательной самостоятельности заключается в том, что будущий специалист с такой способностью может без посторонней помощи определять цель, содержание, методы и средства самовоспитания и самообучения. В результате должен быть индивидуальный процесс самораскрытия сущностных сил человека в ходе его разносторонней деятельности в образовании [1].

Содержание образовательной самостоятельности состоит в том, что она имеет целенаправленный, организованный, непрерывный системный и предметный характер. Образовательная самостоятельность способствует реализации образовательных потребностей и познавательных интересов человека, а значит, позволяет выработать индивидуальное образовательное направление в профессиональном образовании, которое является индивидуально организованным и осознанным процессом усвоения непрерывно пополняющейся и обновляющейся системы знаний, необходимых для достижения жизненного успеха в современных условиях [4].

Однако, в педагогической науке пока не достаточно ясно обоснованы предпосылки появления, условия, факторы становления и развития образовательной самостоятельности. А система СПО зачастую по-прежнему ориентирована на субъект — объектное обучение студентов, которое нередко приводит к подготовке специалистов, хотя и обученных, но не обладающих образовательной самостоятельностью, не готовых к непрерывному и систематическому самовоспитанию и самообучению.

В значительной степени отсутствие умений творческой самостоятельной деятельности студентов объясняется неумением педагога выстраивать стратегию формирования самостоятельности учащегося в обучении, отсутствием индивидуального подхода к самостоятельности вообще. Кроме того, за последние годы сузились и сами формы самостоятельной работы, снизился уровень их творческого характера. Возникает задача — выявить эффективные формы самостоятельной творческой работы студентов в процессе обучения и способы их организации.

Одним из таких способов управления самостоятельной работой студентов может являться составление педагогом технологической карты организации самостоятельной работы студентов по дисциплине. Вариант такой технологической карты представлен ниже.

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

организации самостоятельной работы студентов

по МДК.04.01

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Направления СРС

Виды СРС

Номер темы

Содержание СРС

Тип СРС

Для овладения знаниями

Чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, ресурсов Интернет)

1-30

1

Составление плана текста

 

Графическое изображение структуры текста

22

Составление образовательной карты

 

Составление электронной презентации

30

Подготовка презентации доклада

3

Конспектирование текста

5

Конспектирование документа «Должностная инструкция учителя начальных классов»

1

Ознакомление с нормативными документами

2

Знакомство с Положением о школьном Метод. объединении учителей начальных классов

1

5

Знакомство с профессиональным стандартом учителя

1

1

Работа с мультимедийным текстом «Новый ФГОС»

2

Использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

16

Виртуальная экскурсия с целью изучения различных подходов к созданию предметно-развивающей среды

2

 

19

Знакомство с Интернет-ресурсами по актуальным проблемам начального образования

2

Для закрепления и систематизации знаний

Работа с конспектом лекции

По всем темам

 

Составление таблиц для систематизации учебного материала

 

 

 

Ответы на контрольные вопросы

 

Аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.)

5

Составление методической разработки урока (по выбору студента)

4

13

Составление технологической карты урока

4

Подготовка рефератов, докладов

29

Подготовка доклада для публичного выступления (темы по выбору студента)

4

Составление библиографии, тематических кроссвордов и др.

 

Для формирова-ния умений

Решение педагогических задач

КТ 1-5

Решение задач в ходе контрольных опросов

4

Выполнение чертежей, схем

18

Составление образовательной карты собственного профессионального пути

4

Анализ педагогической деятельности

1

Самодиагностика готовности учителя к работе по ФГОС

2

16

Самодиагностика готовности студента к самообразованию

2

28

Подготовка портфолио учебных достижений студента

4

Проведение мини-исследования

10

Анализ выполнения гигиенических требований к реализации ООП НОО.

3

 

18

Анализ затруднений в педагогической деятельности

3

Для формиро-вания профессио-нальной мотивации

Творческая работа (сочинение, эссе, размышление)

12

Эссе «Я выбираю…»

 

14

Составление характеристики ребенка

3

 

 

Самодиагностика

1

Самодиагностика готовности учителя к работе по ФГОС

2

 

 

 

При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется использовать следующие типы самостоятельной работы:

  • 1 — воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
  • 2 — реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;
  • 3 — эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;
  • 4 — творческая, направленная на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности.

 Литература

  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров  (педагогика третьего тысячелетия).  – Воронеж, 2002.
  2. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. – М., 2013.
  3. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс творческого саморазвития. – Казань, 2000.
  4. Мезенцева Л.В. Об условиях воспитания образовательной самостоятельности // Сетевой журнал ИНТЕРНЕТ и ОБРАЗОВАНИЕ № 5, 2009 //voprosy_io.ru

Свидетельство Андреева
 

 

#образовательная самостоятельность#организация самостоятельной работы студентов#самостоятельная работа студента#технологическая карта

Previous Post

Next Post