Опыт педагогов

Коллекция методических разработок педагогов-практиков

Рефлексивная образовательная технология в подготовке специалистов по социальной работе

25.01.2016 Елена Сергеева 0 Comments

Тип материала: методическая разработка

Автор: Гребенникова Наталья Борисовна

Место работы: Омский  государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Должность авторак.п.н., доцент

* Материалы публикуются в авторской редакции

Человеку недостаточно познать самого себя,
нужно найти такой способ, с помощью которого
он сможет разумно показать, проявить себя
и, в конце концов, изменить себя и сформировать.
Ф. Бэкон

Цель:

Формирование профессиональной культуры специалистов по социальной работе.

Задачи:

  1. Совершенствование рефлексивной способности студентов как основы их профессионального саморазвития.
  2. Создание условий для здоровьесбережения на учебных занятиях.
  3. Формирование системы  знаний по дисциплине «технология социальной работы».

Психолого-педагогическое и дидактическое обоснование предлагаемой технологии

Теоретико-методическую основу наших исследований составили:

—  философские обоснования многопарадигмальности современного образования (О.С.Анисимов, Г.С.Батищев, С.Б,  И.А.Колесникова, Н.Н.Лебедев, В.Д. Шадриков, И.Г.Фомичёва);

—  положения о целостности и взаимосвязанности явлений современной педагогической реальности, положения о культурологическом подходе как основополагающем в современной педагогической науке, определяющем условия создания единой культурной образовательной среды в образовательном учреждении (Т.Ф. Акбашев, Е.В. Бондаревская, В.И. Загвязинский, В.А. Караковский, В.В.Сериков);

—  исследования проблем сохранения здоровья, пропаганды здорового образа жизни, формирования культуры здоровья (Р.И. Айзман, И.И. Брехман, И.А. Гундарева, Г.Зайцев, Э.И. Казин, В.П.Казначеев, В.В. Колбанов, М.Е.Литвак, Н. Пезешкиан).

Наша технология опирается на идеи личностно-значимого учения (авт.К Роджерс), которые включают пять основных условий:

— создание ситуации учения, в которой обучающиеся решают важные для них проблемы;

— поведение педагога конгруэнтно его переживаниям и состояниям;

— позитивное отношение преподавателя к учащемуся;

— учение свободно, а не директивно, всегда есть возможность диалога и альтернативного решения;

— опора на самоактуализирующуюся тенденцию учащихся. [4]

В условиях гуманистической парадигмы образования, личностно-ориентированного инновационного обучения педагог выступает не только как транслятор предметно-дисциплинарных знаний, носитель информации, хранитель норм и традиций, но и как помощник становления и развития личности обучающегося, уважающий эту личность. Преподаватель становится консультантом, фасилитатором, оказывает социально-психологическую помощь студентам. Поэтому при разработке образовательной технологии мы опирались на теорию и опыт психологической школы М.Е. Литвака, который в основу работы положил анализ личностного комплекса.

Внутренний конфликт не позволяет молодому человеку справиться с ситуацией. В свое время Аристотель указывал, что нравственный человек четырехуголен. М.Е. Литвак оформил этот подход в описание личностного комплекса

(Я+)– (Вы+)– (Они+) – (Труд+).

Это человек, который:

—         хорошо относится к себе;

—         видит позитивное у близких;

—         готов на новые контакты;

—         творчески относится к своей деятельности.

Такая личность в любой ситуации сохраняет достоинство и с уважением относится к близким. Готовность к новым контактам позволяет обрести друзей в незнакомом обществе, а творческое отношение к деятельности помогает найти интересное занятие, получать удовлетворение от труда. Все это дает возможность личности конструктивно выходить из любых жизненных ситуаций, в том числе и профессиональных.[2]

Наша технология направлена на изменение отрицательных позиций  студентов на положительные по всем составляющим личностного комплекса. В реализации этих задач мы опираемся на идеи позитивного подхода. Автор позитивного подхода доктор Н. Пезешкиан указывает на присущие каждому человеку  две базовые способности: способность к любви и способность к познанию.

Способность к любви более близко стоит к мировоззрению, к ценностным позициям человека, поэтому обеспечивает целеполагание деятельности, осознание смысла жизни.

Способность к познанию определяет средства достижения цели, нахождение (поиск) смысла, обеспечивает пошаговое целенаправленное действие.

Способность к познанию означает способность учиться и учить. Каждый человек пытается познать внутренние связи действительности. Из способностей к познанию развиваются вторичные способности: пунктуальность, чистоплотность, аккуратность, вежливость, честность, открытость, верность, справедливость, трудолюбие, деятельность, бережливость, обязательность, тщательность и добросовестность.

Способность к любви означает способность любить и быть любимым. Оба компонента одинаково важны: способность активно устанавливать эмоциональные отношения (любить) и способность эмоциональные отношения принимать и поддерживать (быть любимым). Способность к любви не равнозначна в своих проявлениях в зависимости от того, на кого она направлена.[3]

Процесс учения должен быть направлен на развитие двух перечисленных выше базовых способностей.

В отличие от традиционного подхода, направленного на диагностику дефектов развития личности с последующей их коррекцией, позитивный подход рассматривает любую жизненную и профессиональную ситуации как индивидуальный опыт, способствующий процессу саморазвития.

Основной формой выражения состояния человека является деятельность, поэтому очень важным аспектом для саморазвития студентов является организованная определенным образом деятельность и социально-психологические условия, в которых она организуется. Эта идея нашла отражение в авторской технологии.

Научные идеи, которые легли в основу представленной технологии, и опыт применения рефлексивной образовательной технологии описан в публикациях автора (приложение 1).

Место применения

В современной педагогической реальности культурологический подход в образовании занимает ведущие позиции, который определяет, что выпускник профессионального образовательного учреждения должен обладать высоким уровнем профессиональной культуры, владеть способами саморазвития, уметь регулировать собственную деятельность. Профессиональная культура представляет собой подсистему общей культуры личности, обладающей по отношению к ней структурным подобием.

Профессиональная культура социального работника выступает качественной мерой гармоничного развития, диалектического единства сознания (ценностных позиций, духовности) с уровнем мастерства выполнения функциональных обязанностей. Основным условием формирования профессиональной культуры специалистов является создание культурного, здоровьесберегающего  образовательного пространства, которое расширяет возможности личностного и профессионального саморазвития всех участников образовательного процесса. Обобщение перечисленных выше позиций позволило нам разработать культурологическую модель выпускника университета. Данную модель составляют следующие условные компоненты:

Ценностные ориентации и общий уровень образованности.

Жизнь и здоровье человека рассматриваются как абсолютные ценности.

 Социальная культура: коммуникативная компетенция, правовая грамотность, деловая направленность, социальная мобильность, социальный управленческий опыт, толерантность.

Профессиональная культура: профессиональная направленность, профессионально важные качества и способности, профессиональные знания, умения, навыки, профессиональная мобильность, креативность,

умение использовать информационные технологии.

Интеллектуальная культура: способность к рефлексии, интеллектуальные способности, гибкость мышления, способность к обобщению и анализу, владение общеучебными навыками и приемами работы.

Культура здоровья: физический статус здоровья, психологический статус здоровья, здоровый образ жизни, адекватная самооценка.

Особенности дисциплины «технология социальной работы» состоят в том, что и её содержание, и технологическое сопровождение позволяют решать задачи, направленные на формирование различных аспектов всех структурных компонентов модели, создавать условия для саморазвития личности студента.

Для того чтобы процесс обучения в университете был осмысленным и рассматривался ими как средство для профессионального и личностного развития, необходимо преподавателям уделять особое внимание  развитию способностей, определяющих механизм саморазвития. К таким способностям , по мнению К.Я. Вазиной, относятся: исследовательские, проектировочные, исполнительские, коммуникативные и рефлексивные.[1] В нашей технологии мы комплексно решаем задачи развития всех перечисленных способностей, однако центрируем своё внимание на развитии рефлексивных способностей, которые играют ведущую роль в переориентации ценностных позиций студентов и в формировании профессиональной культуры специалистов социальной сферы.

Краткое описание предлагаемой технологии

Под образовательной технологией понимается упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приводит к достижению определенного планируемого результата.

Таким образом, образовательную технологию характеризуют два аспекта:

  1. Проектирование процесса.
  2. Получение конечного результата и его анализ.

В рамках гуманистической парадигмы образовательная технология отличается ценностной позицией преподавателя, которая характеризуется совокупностью психолого-педагогических установок.

С нашей точки зрения гуманистическая позиция педагога определяется принятием им ценности жизни и здоровья своего и окружающих как абсолютной, и свою жизнедеятельность он базирует на принципах истины, добра и красоты. Именно гуманистическая позиция педагога предопределяет целеполагание при проектировании образовательного процесса.

Проектирование процесса начинается с постановки целей.

Воспитывающая цель акцентирует внимание на воспитание толерантности и доброжелательного отношения к окружающим. В рамках предлагаемой образовательной технологии особенность состоит в акценте развивающих целей, которые включают прежде всего развитие рефлексивных способностей студентов как основы реализации их творческого потенциала. Обязательно подчеркивается личностная значимость и перспективность реализации развивающей цели. Обучающая цель направлена на формирование системы знаний по технологии социальной работы.

На I этапе в рамках контекстного подхода данная технология предполагает построение коммуникативного процесса на основе содержания личностного комплекса, что является элементом здоровьесбережения (авт. М.Е. Литвак). При построении коммуникативного процесса создаются условия для получения позитивного результата по всем компонентам:

  • Позиция (Я+) достигается выбором студентами индивидуального задания. Содержательные социально-психологические аспекты позитивного подхода ориентируют студентов на личностный ресурс, свои знания и опыт, на сильные стороны личности, а не концентрируют внимание на недостатках студентов и не успешности в деятельности.
  • Позиция (Мы+) достигается деятельностью микрогрупп, которая строится таким образом, чтобы каждый ощущал свою значимость. Педагог обращает внимание на построение взаимоотношений в группах. По итогам работы обязательно проводится рефлексия организационной деятельности.
  • Позиция (Они+) обеспечивается условиями ведения диалога в рамках фронтальной работы. Используются приемы: вопросы на понимание, обратная связь, экспертные заключения, подчеркивается значимость различных позиций при эффективном ведении диалога.
  • Позиция (Труд+) достигается в результате выполнения творческих заданий, которые составляются с учетом особенностей данной группы и дают возможность для самореализации каждого студента.

Построенный таким образом коммуникативный процесс обеспечивает реализацию воспитательной цели. Образно представляя данную технологию в виде здания, коммуникативный процесс составит основу – I этаж.

На II этапе реализуется развивающая цель: развитие рефлексивных способностей. Проектируется процесс по логической схеме, предложенной О.С. Анисимовым (схема 1).

Буфер обмена-2

Ставится интересная, с опорой на жизненный опыт студентов, учебная задача, однако в процессе работы выявляются затруднения и затем ведется поиск способов преодоления затруднений, что позволяет каждому студенту ставить личностные задачи саморазвития. Достижение цели возможно при получении новых знаний.

На III этапе реализуется обучающая цель, которая уже становится личностно-значимой. Данную технологию можно представить в виде схемы 2.

схема2

На III этапе проектируется процесс освоения знаний по заданной теме и способы получения обратной связи.

Комплексная реализация всех целей осуществляется с помощью ценностно-ориентированных и коммуникативных игр. В качестве примера рассмотрим игру «Жизненная перспектива». Материалы для проведения игры представлены в приложении 2.

Коммуникативный процесс  строится по модели комплекса (таблица 1).

Таблица 1

Постановка задачи

I

этап

1) Позиция «Я»

Каждый ранжирует жизненные цели из списка предложенных

2) Позиция «МЫ»

Работая в микрогруппах, студенты выбирают 3-5 целей, наиболее привлекательных для современных молодых людей

3) Позиция «Они»

Решение групп проговаривается спикерами и фиксируется на доске. Задаются вопросы на понимание и уточнение (они). Фронтальное обсуждение

II

этап

Те же процедуры со списком средств достижений жизненных целей
Диалог

III этап

Обсуждение в группах вопроса о возможности достижения выбранных целей с помощью выбранных средств

Игра

IV этап

Каждый спикер представляет групповую наработку – размышление о достижении целей. Все задают критические вопросы. Формулируют затруднения, подчёркивают несоответствие (если есть) целей и средств. Убедительность выступающего определяется общим голосованием по 5 бальной системе.

Рефлексия

V этап

Формулирование проблем: содержательных и коммуникативных, выявленных в процессе игры. Выявляются затруднения при достижении жизненных целей. Акцентируется внимание на качества личности, позволяющие молодым людям быть успешными и считать себя состоявшимися личностями.
Обобщение

VI этап

Обобщение, которое проводит педагог на основе изложения теоретического материала по теме:«Социально-психологическая помощь клиентам в трудной жизненной ситуации». 

Обратная связь

VII этап

Заполнение листов обратной связи:-         Что было самым важным?-         Чему учились?

—         Какие проблемы решали?

—         Достигли ли целей занятия?

Таким образом, базовый технологический комплекс можно представить в виде схемы 3.

схема 3

 

В контексте компетентностного подхода в профессиональном образовании в технологическую цепочку нами включен элемент ролевого моделирования. Поэтому рефлексивная технология при подготовке специалистов по социальной работе представлена нами в виде расширенной схемы 4.

                                                                                          Схема 4

Задача – диалог – ролевое моделирование ситуации – формулирование затруднений (проблемы) – лекционная часть – задание (освоение путей решения проблемы с помощью полученных знаний) – обратная связь (заполнение листов рефлексивного анализа)

Первичным звеном в данной технологической цепочке является постановка интересной, с опорой на жизненный и профессиональный опыт студентов, учебной задачи. В процессе диалога преподаватель получает информацию о степени понимания студентами задачи, и выявляются затруднения при её решении. Инновационным компонентом данной технологии является элемент ролевого моделирования, который представляет собой имитацию профессиональной или жизненной сложной ситуации. Элемент ролевого моделирования может рассматриваться как учебный профессиональный тренажер. На этом этапе возможно применение ролевых и ценностно-ориентированных игр, таких, как: «Королевский двор», «Идеальная цивилизация». Анализируя свои действия, в рамках ролевого моделирования, студенты уточняют свои профессиональные затруднения и ставят задачи личностного и профессионального развития. Таким образом, неоднократное выявление несоответствия между представлениями о способах решения поставленной задачи и своими реальными действиями в смоделированной ситуации позволяет каждому студенту ставить личностные и профессиональные задачи саморазвития, мотивируют их к поиску путей преодоления своих затруднений, что становится возможным при получении новых знаний по дисциплинам профессионального профиля. Решение поставленной задачи с использованием полученных новых знаний может осуществляться и в результате коллективного обсуждения или выполнения творческого задания. В качестве примера следует привести обсуждение декларации о свободе и добре и написание такой декларации каждым студентом (приложение 3).

 Значение (оценка эффективности) предлагаемой рефлексивной образовательной технологии

Данную образовательную технологию можно считать здоровьесберегающей, потому что под здоровьесбережением в образовании понимают единство педагогических мер, направленных на сохранение и совершенствование здоровья обучающихся и рост их образованности. Предложенная технология направлена на сохранение социально-психологического статуса здоровья студентов, поэтому одним из критериев её эффективности является динамика изменения показателей самочувствия, активности, настроения и работоспособности  студентов. Сравнительный анализ динамики работоспособности студентов на традиционном учебном занятии и занятии с применением данной технологии представлен в виде таблицы 2.

 Таблица 2

Работоспособность

увеличение

отсутствие изменения

снижение

Традиционное занятие

28%

15%

57%

Занятие с применением технологии

75%

10%

15%

Исследования проводились с помощью экспресс — диагностики по методике САН (самочувствие, активность, настроение).

На основании проведённых исследований данную образовательную технологию можно считать здоровьесберегающей.

Эффективность данной образовательной технологии можно определить на основании качественного анализа содержания листов обратной связи.

Приведем примеры записей студентов:

— задумалась над тем, чем буду заниматься как профессионал;

— провела анализ своих личностных и профессиональных проблем;

— выявила свои ресурсы, необходимые для профессиональной деятельности;

— определил необходимость изменения своего образа жизни;

— поняла, что необходимо проявлять свою социальную активность.

Качественный анализ записей студентов свидетельствует, что основная задача развития рефлексивных способностей студентов направления «социальная работа» успешно решается на учебных занятиях с помощью описанной технологии.

 Приложение 1

Научные идеи, которые определили концептуальные основания данной образовательной технологии, отражены в следующих публикациях автора:

№ п/п Наименование работы Формаработы Выходные данные Объ-ем, п.л.
1. Культурологическая модель выпускника и внедрение инновационных образовательных технологий. печатная Современные педагогические технологии как элемент формирования  инновационной системы колледжа. – Омск, СППК, 2004, с.5-14. 0,6
2. Рефлексивная технология профессионального саморазвития студентов печатная Инновационные технологии в подготовке специалистов социальной сферы: Материалы всероссийской научно-практической конференции по социальной работе 20 октября 2005г.- Екатеринбург, РГППУ, 2005. С.56-64 0,5
3. Рефлексивный подход в подготовке специалистов по социальной работе печатная Технология социальной работы: теория и практика реализации: Материалы III заочной международной научно- практической конференции.-Омск: Изд-во Ом.гос.ун-та,2009г.с.361-369 0,5
4. Повышение качества подготовки специалистов по социальной работе. печатная Интегративный подход в теории и практике социальной работы: проблемы и пути решения: Материалы IV заочной международной научно-практической конференции. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та,2010. С.271-277 0,4
5. Психолого-педагогические и организационные условия формирования профессиональной культуры специалистов по социальной работе в образовательном пространстве. печатная Социальное проектирование: теория и практика: материалы VII заочной Международной научно-практической конференции.- Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та,2014. С.8-20 0,75
6. Этический персонализм в современной педагогике и психологии печатная Омские областные Рождественские чтения: Сборник статей, Омск,2014..с.59-65 0,4
7. Опыт применения рефлексивных технологий в подготовке преподавателей высшей школы печатная Современное образование: практико-ориентированные технологии подготовки инженерных кадров: Материалы международной научно-методической конференции29-30 января 2015г.- Томск ТУСУР-2015.  С. 54-57 0,2
8. Опыт внедрения инноваций при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании печатная Современные образовательные технологии в школе и ВУЗе: математика, физика, информатика. Сб. трудов II международной научно-практической конференции 16-17 ноября г.Стерлитамак- Стерлитамакский филиал Баш ГУ.2015г. с.199-204. 0,25

Приложение 2

Материалы к ценностно-ориентированной игре «Жизненная перспектива»

Цели:

  1. Любимая профессия.
  2. Любая хорошо оплачиваемая профессия
  3. Высокая оценка вашего труда руководителем учреждения
  4. Уважение коллег
  5. Любить
  6. Быть любимым
  7. Руководящая должность
  8. Рядовая должность
  9. Материальное благополучие

10. Необходимые деловые связи

11. Путешествие

12. Широкий круг людей

13. Один надежный друг

14. Интеллектуальный отдых

15. Расслабление в шумной компании с выпивкой

16. Обеспечение быта дома

…другие

Средства:

  1. Различные виды учебы
  2. Развитие навыков ведения домашнего хозяйства
  3. Наследство
  4. Помощь друзей
  5. Авторитет родителей
  6. Умение настоять на своем
  7. Везение
  8. Самосовершенствование
  9. Общение с авторитетными людьми

10. Умение приспособиться к любым условиям

11. Умение постоять за себя

12. Умение заботиться о других

13. Коммерческие сделки

14. Индивидуальная трудовая деятельность

15. Укрепление своей жизненной позиции

16. Умение использовать чужой опыт в своей жизни.

… другие

  Приложение 3

ДЕКЛАРАЦИЯ О СВОБОДЕ И ДОБРЕ

Я – свободен. Я не являюсь собственностью ни Родителей, ни Близких, ни кого бы то ни было ещё. Я пришёл в этот мир не для того, чтобы отвечать чьим-то ожиданиям.

Впрочем, и другие живут в мире вовсе не для того, чтобы соответствовать ожиданиям моим. Я дарю свободу всем. Никто – на Родители, ни Близкие, ни Любимые – не являются моей собственностью.

Я разрешаю другому быть другим и не вмешиваюсь в жизнь Другого, если мне это не разрешено. Мне никто ничего не должен. Если кто-то мне что-то сделал или сказал хорошее (хотя бы попытался это сделать), я ему благодарен. Не сделал – я не буду на него в обиде: он же не должен? Мне приятна благодарность, но я никогда на нее не рассчитываю и тем более ее не требую.

Я знаю, что люди часто бывают эгоистичны, агрессивны, глупы, невоспитанны, нечестны и неблагодарны – и принимаю это. Я принимаю это, как принимаю зиму – и холод, весну – и грязь. Я знаю, что каждый (в том числе и Близкий мне человек) может причинить мне зло (в том числе и намеренно), соврать, нарушить данное мне слово – я отношусь к этому с пониманием. Он человек со своими слабостями. Я не знаю, что такое предательство – я знаю, что у людей меняются взгляды, планы, и они не всегда считают нужным заботиться обо мне. Тот, кто оставит меня в беде, будет для меня человеком, который смотрит на все просто иначе. Плохих и виновных передо мной людей для меня нет.

Мне нравится быть с людьми, но я умею жить один и праздную свое одиночество. Одиночество – это состояние, когда ушли все посторонние, и я остался наедине с самым близким человеком – с самим собой.

Я не требую привязанности от других и не привязываюсь сам. Привязанности – это веревки, и они не нужны мне. У меня нет родных, то есть людей, которые являются как бы частью меня, но много близких. Близкий для меня – любой, кто сейчас со мной рядом, и я люблю каждого в той мере, к какой каждый мне это позволяет. Любовь – это тепло и забота, это то, что делаю я, что зависит только от меня, моего душевного богатства и моего выбора. Мне все равны – и мне все равно, кого любить, но в ситуации выбора я подарю свою любовь тому, вложение в кого даст более добрые плоды.

Я учу себя добру и порядочности, обязательности, честности, заботе и ответственности. Правда я разрешаю себе быть слабым, злым и эгоистичным, если добрым и сильным у меня здесь и сейчас быть не получается. У меня может не получиться – я просто человек. Я не знаю, что такое «моя вина», и никогда на эту тему не переживаю. У меня не получилось – постараюсь, чтобы получилось в следующий раз! С жестокой Совестью, которая меня мучила и терзала, я попрощался, а чтобы делать себя лучше, у меня есть Любовь и Разум.

Я свободный человек, я никому ничего не должен и имею право строить свою жизнь по своему замыслу. Если же Близкие вмешиваются в мою жизнь против моей воли, я  способен защитить свой суверенитет, предпочитая при этом мирные средства.

В конфликтах я учусь понимать другого, видеть в нем не врага, а человека. Я могу активно и жестко защищать себя, как и любого другого человека, но чтобы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться. Для меня лучше не ответить ничем, чем ответить грубостью. Мстить – настолько «не мое», что даже и не хочется. Если мой личный враг делает хорошее дело, мне хотелось бы ему помочь.

Свидетельство Гребенникова

#Рефлексивная образовательная технология

Previous Post

Next Post