Опыт педагогов

Коллекция методических разработок педагогов-практиков

Конструктивное сотрудничество: педагогическое, родительское и ученическое сообщества

26.10.2015 Елена Сергеева 0 Comments

Тип материала: Методическая статья

ФИО  автора: Левина Татьяна Васильевна

Место работы: МКОУ Кумылженская СОШ №1 имени Знаменского А.Д.

Должность автора: Учитель начальных классов

*Материалы публикуются в авторской редакции

 

Конструктивное сотрудничество: педагогическое, родительское и ученическое сообщества

«Сотрудничество»- одно из ключевых понятий в научном исследовании живого организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в результате длительной эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.

Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с ее возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика.

Только вместе с родителями, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой окружающего мира, умел любить другого человека и быть любимым.

В условиях введения ФГОС исключительно важной становится роль родителей. С одной стороны родители выступают как заказчики образовательной услуги и эксперты образовательной реальности, существующей для ребенка, а педагог – как исполнитель заказа и объект экспертизы. С другой стороны педагог и родитель являются партнерами по проектированию, организации и исполнению образовательного проекта.

«Зорко одно лишь сердце», — давным — давно сказал Сент Экзюпери. Как много ситуаций в жизни учителя, когда только зоркое чуткое сердце может помочь в чём-то разобраться, найти решение из, казалось бы, неразрешимых проблем…Встреча с родителями учеников – как раз тот случай. Как сложно бывает порой растопить настороженность и недоверие родителей, как трудно найти тему для разговора, во время которой хотелось бы поделиться чем-то дорогим.

Не открою ничего нового, если скажу, что к моменту знакомства первоклассниками и родителями готовлюсь как к очень важному событию в моей жизни. К этому дню я уже знаю имена и отчества всех родителей по анкетам, которые родители заполняли накануне знакомства, готовлю подарки малышам: пеналы для счётного материала, открытки- приглашения для родителей и детей на первое собрание (это мы делаем с четвероклассниками на уроках технологии).

Благодаря ответам на вопросы анкеты я узнаю об особенностях своих учеников, об их склонностях и интересах, о взаимоотношениях членов семьи. Итоги анкетирования я активно использую при составлении плана воспитательной работы, а позже- при проведении экскурсий, походов, вечеров, бесед. Поначалу я опираюсь на родителей- энтузиастов, которые с удовольствием принимают участие в организации того или иного мероприятия. Остальных родителей я приглашаю поучаствовать в нем вместе с детьми.

Родители детей первоклассников ( как и остальных классов начальной школы) обычно готовы сделать всё, о чём просит их учитель. Надо только чаще благодарить их на собрании за эту помощь.

В своей практике широко использую не только родительские собрания, но и круглые столы. Провожу беседы по темам «Жизнь ребёнка и его успехи в школе», «Режим – это серьёзно», «Гиперактивные дети», «Что такое способности», «Семейное чтение» и т.д. В течение года провожу консультации по предметам, темы подсказывают сами родители.

На каждом собрании я стараюсь вызвать дискуссию, высказывая свои сомнения в правильности того или иного поступка, события. Обычно первыми выступают члены родительского комитета, активные родители, а дальше все зависит от темы разговора.

Собрания стараюсь вести в форме « круглого стола» или деловой игры, вношу элементы детских дидактических игр, например, «,цветик-семицветик», использую собственные презентации. Перед собранием пишу на доске изречения древних философов, педагогов, подбираю музыку, которая помогла бы создать атмосферу заинтересованного разговора. Заканчиваю иногда собрания поэтическими минутками, нахожу стихотворения, подходящие теме нашего разговора.

Уже на протяжении нескольких лет использую при подготовке к собранию фотоматериал. Сама фотографирую детей класса на уроке, перемене, в библиотеке, на классном часу, на празднике, на экскурсии. А потом подготавливаю фотовыставку к собранию. Родителям это очень понравилось. И теперь они приносят фотографии из жизни ребёнка вне школы, делая свои фотоотчёты.

При проведении родительских встреч я придерживаюсь правил успешного проведения родительского собрания:

  1. Для проведения родительского собрания выбираю наиболее благоприятный день и час и стараюсь, чтобы на это время ни у меня, ни у родителей моих учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
  2. Определяю одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников моего класса, и на её обсуждении строю разговор с родителями.
  3. Особое внимание обращаю на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
  4. Подготавливаю визитки с именами родителей, если они ещё недостаточно хорошо знают друг друга.
  5. Вместе с родителями придумываем правила для участников собрания. Например,
  • снимать верхнюю одежду обязательно;
  • не молчать при обсуждении проблемы;
  • отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное;
  • называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
  1.  Берегу время людей, приглашённых на собрание. С этой целью устанавливаю регламент и строго слежу за его соблюдением.
  2. В ходе собрания использую игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
  3. Делаю общение на собрании непринужденным и откровенным при помощи чашки чая.
  4. При обсуждении проблемных вопросов опираюсь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
  5. Стремлюсь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

 

Говоря о работе с родителями, нельзя не отметить роль родительского комитета. Родительский комитет – представительский орган родительской общественности. Это особая, оперативная группа родителей класса, которая является связующим звеном между семьей, школой, общественностью и учащимися класса. Обязанности между членами комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания. Члены родительского комитета не только принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий и других мероприятий, являясь основными помощниками учителя, но и оказывают большую помощь в работе с трудными семьями, в формировании у родителей ответственности за воспитание своих детей. Часто слышишь, что родительские комитеты прилагают большие усилия для улучшения материальной базы учебного процесса. Это очень хорошо, но недостаточно. Членам родительского комитета стоит знать и о трудностях воспитания детей в некоторых семьях, подсказать учителю, чтобы тактично и своевременно вмешаться, помочь вовлечь ребенка в классный коллектив. В моем классе члены родительского комитета участвуют в сборе и распространении лучшего опыта семьи. Они либо сами выступают с сообщениями, либо помогают подготовить выступления тем семьям, чей опыт может быть интересен для других. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием и жить дружно, весело, увлеченно.

С большим вниманием родители отнеслись к делу укрепления здоровья своих детей. Группа родителей взяла на себя инициативу организации классных походов в лес в разное время года, экскурсий в природу . Каждый раз при наших встречах дети наблюдают за временными изменениями в природе, делают зарисовки, пишут сочинения о лесе. Итогом наших совместных походов, по моему мнению, явилось то , что дети стали более наблюдательными и внимательными, научились сознавать, что человек и природа- единое целое.

Игра- путь детей к познанию мира, в котором они живут. Чтобы поддержать интерес к знаниям, родители предложили провести игру «Умники и умницы», помогли подобрать вопросы, сидели в уважаемом жюри. По окружающему миру я проводила проверку знаний по теме «Лес», а мама одного ученика составила кроссворд «Жители леса». Благодаря этому стало видно, как дружно взаимодействуют дети и родители, насколько родителям интересна жизнь детей.

С приближением окончания учебного года родители вновь предложили свои услуги. Они организовали семейный праздник « Дружная семья»: составили сценарий, распределили роли, подготовили призы и медали . С большим вкусом было подобрано музыкальное сопровождение вечера. Прошло время, а дети до сих пор вспоминают тот удивительный и прекрасный вечер, на котором было весело и детям, и родителям.

Я благодарна своим дорогим помощникам, родителям моих детей. Верю, что добрые зернышки, посеянные в нашей школе, дадут хорошие всходы.

А сейчас идёт долгая и тщательная работа по выращиванию этих всходов. «Воспитание детей- рискованное дело. Ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим» (Демокрит)

В прошлом году мы с детьми приняли участие в районном фестивале проектов и заняли на нём 2 место. Этот проект я предлагаю Вашему вниманию.

Левина_Проект

 

Свидетельство_Левина

#взаимоотношения#воспитание#развитие#сотрудничество

Previous Post

Next Post