Опыт педагогов

Коллекция методических разработок педагогов-практиков

Cлухоречевая реабилитация младших школьников с кохлеарным имплантом в условиях специального обучения

20.12.2015 Елена Сергеева 0 Comments

Тип материала: информационно- справочные сведения об опыте

Автор опыта : Куликова Оксана Анатольевна.

Должность автора: учитель-дефектолог.

Место функционирования опыта: Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Волжская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа  I и II вида».

Материалы, иллюстрирующие опыт: опыт представлен описанием и следующими приложениями:
— диаграммы состояния навыков слухового восприятия, произношения, речевого развития.
— упражнения для выработки условно-двигательной реакции на речевые и неречевые звуки;
— упражнения для определения силы, высоты и длительности звучания.

* Материалы публикуются в авторской редакции

 

Технологические сведения об опыте.

1. Актуальность.

Долгое время глухие люди были обречены жить в мире безмолвия. Но теперь кохлеарная имплантация позволяет вернуть человеку слух, а благодаря этому вернуть его к учёбе, работе, к обычной жизни. Глухой ребёнок с КИ получает возможность научиться понимать речь и говорить. Сегодня уже не возникает сомнения, что кохлеарная имплантация является самым эффективным методом реабилитации глухих детей.

Число детей, использующих кохлеарный имплант в нашем образовательном учреждении, растёт с каждым годом. Так в 2007 году таких детей было 3% от общего количества обучающихся. В 2008 г. – 7%. В 2009 г. – 9%. В 2013 г. – 13%, 4% из которых перешли обучаться в массовые общеобразовательные школы.

1

Тема актуальна и в связи с тем, что в медицинских центрах России, где проводятся операции кохлеарной имплантации дети не проходят послеоперационную реабилитацию. Послеоперационная реабилитация – самый длительный и трудоёмкий этап. Её цель – научить ребёнка слышать и понимать речь с помощью импланта, а также говорить. Как показывает опыт, важнейшую роль в успешной реабилитации детей с кохлеарным имплантом играет организация этого процесса по месту жительства (семья, местные специалисты). Если публикации по медицинским методам обследования пациентов на кохлеарную имплантацию и самой хирургической операции на русском языке есть (Альтман, Таварткиладзе и соавторы, 1995; Кохлеарная имплантация, 2000; Таварткиладзе и соав., 1995; Янов и соавт., 2005), то литература по проблеме слухоречевой реабилитации пациентов с кохлеарным имплантом отсутствует. Программа по слухоречевой реабилитации не разработана. Поэтому, опираясь на методические рекомендации Королёвой И. В., Зонтовой О. В., в ответ на запрос родителей имплантированных обучающихся и администрации образовательного учреждения, в соответствии с миссией школы: Реабилитация обучающихся (воспитанников) с нарушениями слуха с целью интеграции их в социум, мы, учитывая психо-физические особенности каждого имплантированного обучающегося, разрабатываем индивидуально-образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения детей с кохлеарным имплантом.

2. Педагогические задачи.

Цель работы: реабилитация обучающихся с кохлеарным имплантом как необходимое условие интеграции их в социум.

Задачи:

-развитие адекватных слуховых представлений;

— развитие активного речевого общения;

— формирование произношения на базе новых слуховых возможностей у обучающихся с КИ.

3. Технология опыта.

Для организации обучения имплантированных детей должны соблюдаться два основных условия: ребенок должен постоянно находиться в нормальной речевой среде и получать систематическую коррекционную помощь.

В нашем образовательном учреждении мы создали для детей, которым была проведена КИ, условия, при которых может быть достигнута высокая эффективность коррекционно-педагогической работы. В 5 классе 2 вида обучаются 2 ребёнка с КИ. Дети обучаются в классе по «Программе специальных (коррекционных) учреждений 2 вида». Москва. Просвещение, 2006 г. Авторы: К.Г.Коровин, А.Г.Зикеев, Л.И.Тигранова и др. (для слабослышащих). В классе организовано педагогическое сотрудничество, дети с кохлеарным имплантом включены в активную речевую деятельность, разрабатывается технология работы по формированию устной речи имплантированных обучающихся, основной целью которой является их подготовка к полноценной интеграции в социум. Целенаправленное обучение языку имплантированных обучающихся осуществляется через деятельность, практику речевого общения на основе обязательного развития слухового восприятия, всех психических функций.

Коррекционную помощь оказывают опытные педагоги: учитель – дефектолог, учитель начальных классов, педагог – психолог, педагог второй половины дня (воспитатель), музыкальный руководитель, педагог по физической культуре, педагоги дополнительного образования. Имплантированные дети посещают музыкально-ритмические занятия, фронтальные занятия в слуховом кабинете по развитию речевого слуха, групповые и индивидуальные занятия по психокоррекции, а также индивидуальные коррекционные занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия.

В целях отслеживания динамики слухоречевой реабилитации были определены следующие точки контроля:

— развитие слухового восприятия (восприятие контрольных слов по методике Э. Леонгард, восприятие контрольных фраз по методике Н. В. Кузьмичёвой); — сформированность звукопроизношения (по методике Ф. Ф. Рау);

— сформированность коммуникативной речевой компетенции (по результатам итоговых контрольных срезов, составленных в соответствии с программными требованиями). Диагностика проводилась на начальном этапе работы, по окончании каждого этапа. Результаты представлены в виде сравнительных диаграмм слабослышащих и кохлеарно имплантированных обучающихся. На начало обучения в школе самостоятельная речь учащихся с кохлеарным имплантом была сформирована на 20 % от предъявляемых программных требований, отсутствовало или было затруднено понимание обращенной речи, не развита слухоречевое восприятие, звукопроизношение было низкого качества.

2 Первый этап (подготовительный класс) – формирование слуховых представлений на базе новых слуховых возможностей с помощью кохлеарного импланта.

На этом этапе были условно выделены две группы задач.

1.Формирование слухового восприятия в новых условиях:

— поддержание условно-двигательной реакции при слуховом восприятии неречевых и речевых стимулов;

— развитие зрительной и слуховой активности и на их основе зрительно-слухового сосредоточения;

— обучение различению звуков окружающего мира и их характеристик.

2. Подготовка к овладению устной речью, которая предполагает развитие подражательной способности детей и обучение на их основе пониманию обращённой речи.

Для достижения поставленных задач мною были разработаны упражнения, проводимые в игровой форме. «Пчела собирает нектар», «Соберём урожай», «Дождик», «Наполни тарелочку», «Лягушка на болоте» (выработка УДР), «Большой и маленький» (дифференциация громкости звука), «Самолёт, птица, машина» (определение высоты звука), «Едем домой» (определение длительности звучания). На уроках и индивидуальных занятиях систематически проводились пятиминутки, на которых выполнялись перечисленные упражнения. Если ребёнок с КИ затруднялся в выполнении того или иного задания, то образцом для подражания были слабослышащие одноклассники (Приложение 1, 2, 3, 4).

6 911

На уроках в целях развития подражательной способности проводились речевые зарядки с обязательным использованием фонетической ритмики, которая является неотъемлемой частью комплексной работы с детьми с нарушениями слуха и речи и играет существенную роль как в формировании и коррекции произносительной стороны речи детей, так и в развитии у них двигательных навыков.

При обучении различению звуков окружающего мира использовалась компьютерная программа «Звучащий мир». Регулярно проводились экскурсии, на которых дети имели возможность услышать естественные неречевые звуки (проезжающего автомобиля, пролетающего самолёта, шуршащей листвы и др.). Внимание детей привлекалось к источнику звука, который затем непременно обозначался словом.

Приём «Ритмовочка». Суть приёма заключается в том, что берутся определённые фразы. (Наступила весна. Прилетели грачи.) Фраза накладывается на различные ритмы. Сначала она отрабатывается на примере ритмического ряда (татаТАтатаТА), а затем уже добавляются слова. С помощью данного приёма развивается речевое дыхание, формируется интонационная и ритмическая структура речи.

По окончании 1 этапа работы диагностированы:

— сформированность звукопроизношения — 50%;

— развитие слухового восприятия — 42%;

— сформированность коммуникативной речевой компетенции — 48 %.

 Второй этап (1,2 классы) – возникновение дифференцированных слуховых представлений и становление спонтанной устной речи детей. Были определены следующие задачи.

1. Различение знакомых слов, развитие слуховой памяти; опознавание названий окружающих предметов.

2. Развитие слуховых представлений и поддержание спонтанной речевой активности детей; обучение детей после кохлеарной имплантации использованию простых слов и фраз.

Мною использовались следующие приёмы для стимуляции детей к произнесению первых слов:

 Работа с «маленьким учителем».

Широкие возможности для развития общения учащихся между собой открываются в тех случаях, когда урок ведет «маленький учитель». Он становится центральной фигурой на уроке: дает задания, следит за работой учащихся, оценивает их деятельность, принимает от них отчет; а учитель оказывается как бы в стороне. Но совершенно очевидно, что именно учитель руководит и направляет деятельность всех учеников в классе, но уже не непосредственно, а через «маленького учителя». В целях слухоречевой реабилитации детей с КИ роль «маленького учителя» предлагалась именно этим обучающимся. Приём используется на этапах проведения организационного момента, обобщения по теме. Речевой материал предварительно отрабатывается на индивидуальном занятии .

 Работа группами.

Один из вариантов приёма работы группами организовывается следующим образом. Детям надо изобразить в рисунке (лепке, аппликации) содержание рассказа, заданного в виде письменного текста. Те дети, которые должны изображать текст, текста не имеют, он отдан другой группе детей, которые пересказывают рисующим прочитанный данной группой текст, в состав этой группы входят КИ дети. При выполнении этого задания основные усилия направляются мной на то, чтобы дети сами ощутили необходимость рассказать текст. Не навязывая процедуру, не инструктируя их, дожидаюсь того момента, когда проявится намерение детей высказать рисующим, что и где рисовать и потребуется предложение соответствующей формы высказывания. Специфика применения данных форм работы в специальной (коррекционной) школе заключается в том, что учащийся с кохлеарным имплантом ставится в такие условия, в которых ему приходится взаимодействовать со слабослышащими сверстниками.

Использование элементов мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение, воспроизведение информации, формирование речи.

Мнемотехника помогает развивать:

— ассоциативное мышление;

— зрительную и слуховую память;

— зрительное и слуховое внимание;

— воображение.

Суть приёма заключается в том, что каждое слово или словосочетание изображается графически. Слова, изображённые с помощью рисунка, способствуют быстрому запоминанию, осмыслению прочитанного.

Мнемотаблицы использовались во время проведения речевых зарядок, физкультурных минуток, при заучивании наизусть стихотворений.

Приём «Классная прививка».

Суть приёма заключается в том, что кохлеарно имплантированный обучающийся объединяется в пару с ребёнком с хорошим произношением. В паре происходит разучивание стихотворений и песен. Кохлеарно имплантированный ребёнок, подражая однокласснику, старается «скопировать» интонацию, длительность пауз, соблюдение норм орфоэпии и, таким образом, повысить качество собственной речи.

По окончании 2 этапа работы диагностированы:

— сформированность звукопроизношения — 80 %;

— развитие слухового восприятия — 51%;

— сформированность коммуникативной речевой компетенции — 66%.

 Третий этап (3 класс – до окончания начального звена)развитие адекватных слуховых представлений, активного развития речевого общения.

На третьем этапе выделяются задачи.

1. Развитие адекватных слуховых представлений: распознавание многосоставных фраз, распознавание речи в различных условиях помех (вербальная интерференция, шум) и опосредованных ситуациях (телефон, телевизор), развитие фонематического слуха.

2. Развитие компонентов языковой способности ребёнка (совершенствование звуковой структуры устной речи, обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи).

Особое внимание для развития точных слуховых представлений уделялось распознаванию многосоставных высказываний. Обучающиеся учатся воспринимать на слух и различать речевой материал типа: « Маша, возьми, пожалуйста, свой альбом (он лежит в ящике стола) и фломастеры. Нарисуй, как ты отдыхала летом. Где были». При непонимании материала он повторяется ещё раз, а затем слухозрительно. После его прослушивания ребёнок должен сказать, что он понял или выполнить предлагаемое. При этом детям не предлагается повторять услышанное и не давать полный отчёт о проделанной работе, а выполнять сказанное и при необходимости дать неполный отчёт о проделанной работе.

Фонетическая обработка слова.

Фонетический компонент языковой способности предполагал коррекцию нарушений звукопроизношения у детей. Благодаря уточнённым слуховым представлениям у обучающихся совершенствуется произнесение звуков речи. Исходной и основной единицей обучения произношению на данном этапе является слово. При необходимости оно раскладывается на составные части до изолированного звука с последующим их соединением в слог, слово (фонетическая обработка слова).

 Проектная деятельность.

На 3 этапе использую проектную деятельность с целью развития активного самостоятельного мышления ребёнка и коммуникативных умений.

Вместе с обучающимися мы создали 2 проекта: «Родная река Волга», «Экскурсия по городу Волжскому».

В 2012 году проект «Экскурсия по Волжскому» принимал участие в межрегиональной конференции исследовательских и проектных работ (КИПР 2012) , обучающиеся получили дипломы участников.

При работе с имплантированными детьми в классе широко применяются и используются современные информационно-компьютерные технологии, электронные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, различные мультимедийные приложения (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски), позволяющие расширять кругозор всех учащихся. На уроке активно используются заранее приготовленные презентации.

Работа третьего этапа продолжается.

2.4. Результативность.

В настоящее время в результате проведённых диагностик выявлены следующие результаты:

— по сформированности звукопроизношения — 97 %;

— по развитию слухового восприятия — 56%;

— по сформированности коммуникативной речевой компетенции — 87 %.

В результате работы с кохлеарно имплантированными детьми в течение 5 лет были сформированы следующие коммуникативные навыки:

— умение договариваться о распределении функций и ролей, приходить к общему решению в совместной деятельности;

— умение строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия;

— умение осуществлять взаимный контроль качества произношения;

— умение оценивать правильность выполнения задания сверстников.

Обучающиеся с кохлеарным имплантом вместе с одноклассниками принимают активное участие во всех внутришкольных мероприятиях: Новый год, осенний праздник, концерты, посвящённые Международному женскому дню 8 марта, Дню учителя.

Ежегодно участвуют в предметных декадах, занимают призовые места, имеют поощрительные грамоты от организаторов .

В образовательном учреждении функционирует вокально инструментальный ансамбль «Звонкий мир», полноправными членами которого являются и кохлеарно имплантированные дети. Они играют на ударной установке, синтезаторе, тамбурине; декламируют песни под музыку, чётко воспроизводя ритмическую структуру мелодии.

Дети с кохлеарным имплантом активно выступают на городских и областных фестивалях и конкурсах; являются участниками совместных концертов с детьми с ограниченными возможностями здоровья из других учебных организаций и центра реабилитации «Надежда».

Ежегодно в образовательном учреждении проходит отчётное мероприятие по слухоречевой деятельности – речевая конференция, в которой дети с кохлеарным имплантом показывают хорошие результаты ( внятность речи, звукопроизносительные навыки, интонационная окрашенность высказываний и т.д.)

Таким образом, как показывает опыт работы, обучение кохлеарно имплантированных детей в классе со слабослышащими сверстниками, где созданы благоприятные условия для формирования речевого поведения, а также имеется практика речевого общения, даёт положительную динамику в формировании устной речи и развитии речевого слуха. У детей с кохлеарным имплантом постепенно повышается речевая активность, накапливается словарь, развивается коммуникативная функция, появляется опыт непосредственного общения и дальнейшей социализации.

 III. Распространение опыта.

С 2007 года по настоящее время являюсь руководителем методического объединения по слухо — речевой деятельности. По вопросу слухоречевой реабилитации детей с КИ. Распространяю свой опыт:

— на занятиях школы молодого сурдопедагога;

— на расширенных заседаниях с другими методическими объединениями;

— на обучающих лекториях для родителей;

— на областном образовательном форуме.

19.02.2010г. провела открытое занятие по ФП и РСВ в рамках общеобразовательного учреждения с обучающимся, имеющим кохлеарный имплант на тему: « Зимние забавы. Беседа по вопросам. Звуки с, о.»

Выступила на МО учителей-дефектологов с обобщением опыта по теме: «Система работы учителя – дефектолога с кохлеарно имплантированными обучающимися как составная часть личностно-ориентированного обучения». Протокол заседания №4 от 12.01.2012г.

В апреле 2012 была участником обучающего семинара: «Кохлеарная имплантация – как современное средство реабилитации детей и взрослых с нарушенным слухом». Получила Сертификат участника.

28. 03. 2013г. Приняла участие в проведении круглого стола в рамках Волгоградского областного форума «Образование 2013». На основании Диплома Министерства образовании и науки Волгоградской области получила благодарность. Приказ № % 50 от 28.03.2013г.

06.02 2014г. приняла участие в подготовке и проведении заседания методического объединения по ФП и РСВ в форме круглого стола с приглашением родителей обучающихся, имеющих кохлеарный имплант и врача – сурдолога центра «Слуховые аппараты» г. Волгограда Вишнякова С.А. по теме: «Преемственность в работе по реабилитации детей с кохлеарными имплантами». Протокол заседания № 2 от 06.02.2014г.

Являюсь активным участником портала «Сеть творческих учителей» .

19.04.2013г. приняла активное участие в научно-практическом вебинаре «Проектнаяя деятельность в учебном процессе» и выступила по теме «Вовлечение детей с нарушением слуха в проектную деятельность».

20.11 2013г. приняла активное участие во Всероссийском научно-практическом вебинаре «Проектная деятельность для начинающих и не только» » и выступила по теме « Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми с нарушенной слуховой функцией».

12 октября 2012 года награждена грамотой образовательного учреждения за многолетний высокоэффективный труд по реабилитации детей с нарушенным слухом.

Награждена благодарственным письмом от МГУ ДК «ВГС» за организацию участия детей с ограниченными возможностями, а так же большую проделанную работу по развитию творческих способностей и мастерства в Гала – концерте фестиваля детского творчества «Талант и радость чудеса творят».

Имею положительные отзывы о работе от коллег, родителей обучающихся, администрации образовательного учреждения.

 Описанный опыт может быть использован учителями – дефектологами, учителями, воспитателями коррекционных образовательных учреждений, а также педагогами, общеобразовательных учреждений, в которых обучаются дети с кохлеарными имплантами.

 

 IV. Литература.

  1. И. В. Королёва «Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. Санкт – Петербург, изд. Каро, 2005г.
  2. И. В. Королёва «Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарным имплантом». Санкт – Петербург, 2008г.
  3. О. В. Зонтова «Методические рекомендации по слухоречевой реабилитации глухих детей с кохлеарным имплантом». Санкт – Петербург, 2007г.
  4. Т. В. Пелымская , Н. Д. Шматко «Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом». Москва, Владос, 2003г.
  5. Э. И. Леонгард, Е.Г.Самсонова «Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования». Москва, 2011
  6. Э. И. Леонгард, Е.Г.Самсонова «Я не хочу молчать. Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард». Москва. Теревинф, 2009

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Свидетельство Куликова_ОА

 

 

Previous Post

Next Post