Опыт педагогов

Коллекция методических разработок педагогов-практиков

Формирование социально-коммуникативных навыков старших дошкольников в процессе проекта «Моя семья»

27.10.2015 Елена Сергеева 0 Comments

Тип материала: Методическая разработка

ФИО  автора: Блинова Наталья Александровна

Место работы: МБДОУ Кузьмичёвский детский сад «Улыбка» общеразвивающего вида, Городищенский район, Волгоградская область

Должность автора: воспитатель

*Материалы публикуются в авторской редакции

 

Формирование социально-коммуникативных навыков старших дошкольников в процессе проекта «Моя семья»

Проект «Моя семья».

«Без прошлого нет будущего»

Возраст участников: дети 5-6 лет.

Участники проекта: дети, родители, педагог.

Вид проекта: творческий, групповой, кратковременный

Место проведения: МБДОУ «Улыбка»

Цель проекта:

Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей представления о семье.

2. Формировать гендерную принадлежность воспитанника с учетом возрастных изменений.

3. Формировать представление о родственных отношениях между «близкими» ребенку членами семьи ( мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка)

4. Обогащать детско- родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Ожидаемый результат:

  1. Владеть понятием семья.
  2. Иметь представление о родственных отношениях
  3. Знать информацию о своей семье, профессиях родителей.
  4. Определять свою гендерную принадлежность.

Проблема:

  1. Недостаток знаний дошкольников о своей семье.
  2. Утрата функции семьи.
  3. Разобщенность между семьей и детским садом

Актуальность проблемы.

Семья- это первый социальный институт с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает  центральное место в его воспитании, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально- нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание ребенка должно строится на любви, опыте, традициях, личных примерах из опыта родных и близких. И какую бы сторону развития мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождение семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально- нравственной культуры ребенка.

Очень важно сформировать у ребенка понимание, что он мальчик или девочка, а когда вырастит,  будет мужчиной или женщиной, и эта принадлежность к полу, не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей.

Реализация проекта:

I этап – подготовительный (вхождение в тему).

  • Опрос детей на тему «Что я знаю семье?»
  • Определение темы, целей, задач, содержание проекта. Прогнозирование результата.
  • Поисковая работа по подбору иллюстрированного материала по теме «Семья».
  • Подбор литературных произведений, пословиц, поговорок, стихотворений о семье.
  • Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта
  • Определение содержания деятельности всех участников проекта.

II этап – основной (продуктивный , совместная деятельность с детьми).

Познавательная деятельность:

  • Дидактические игры «Кто у нас такой? (рассматривание себя в зеркале), «Разложи по порядку» (фигурки человека, с учетом возрастных изменений)
  • Просмотр презентации тему «СемьЯ»
  • Решение проблемной ситуации «Что я уду делать, если мама заболеет или папа уедет в командировку».

Художественно- продуктивная деятельность:

Рисование на тему « Я и моя семья».

Коммуникация:

Чтение художественной литературы:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Гуси-лебеди»

«Синяя чашка» М. Матвеева

«Теплый хлеб» К. Паустовский

«Сказка об умном мышонке» С. Маршак

«Цветик-семицветик» В. Катаев

«Мамина работа» Е. Пермяк

«Чем пахнут ремесла» Д.Родари

«Мамина дочка» В.Белов

«Косточка» К.Ушинский

«Старый дед и внучек» Л.Толстой

«Как Вовка бабушек выручил» А.Барто

«У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский

«Похищенное имя» Шорыгина Т.А.

Разъяснение пословиц, рассказы детей о своей семье.

Рассказ педагога из личного опыта на тему «Моя семья».

Игровая деятельность:

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «Больница», «Магазин».

Театрализация по сказкам

«Дедка и Репка»

«Маша и медведь»

«Курочка Ряба и золотое яйцо»

Сотрудничество с семьей:

Конкурс- выставка семейных альбомов.

Участие в подготовке музыкального праздника «День семьи».

III этап-заключительный

  • Обработка результатов по реализации проекта.
  • Презентация детьми альбомов своей семьи.

Отчет о реализации проекта.

            Начала я свою работу с опроса детей по теме «Что я знаю о своей семье?» и выяснила, что многие дети путают родных и двоюродных братьев и сестер; называют просто знакомых, приписывая их к членам своей семьи. На вопрос «Где работают твои родители?» отвечают — «зарабатываю деньги». Не видят себя с учетом возрастных изменений (младенец, ребенок, подросток, взрослый человек, пожилой человек). Результаты опроса помогли  мне определить цели, задачи и содержание проекта, спрогнозировать результат.

Затем обсудила с родителями проект и определили содержание деятельности и возможности родителей.

Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей о себе и о семье. Чтобы сформировать представление о гендерной принадлежности, в утренние часы, перед обедом, проводили с детьми интересную игру «Кто у нас такой?». Дети рассматривали себя в зеркало и описывали свой внешний вид, это помогло им увидеть сходство и различие между собой. Играя в игру «Разложи по порядку», дети смогли понять и увидеть наглядно рост и развитие человека с учетом возрастных изменений. Для некоторых стало открытием, неожиданностью то, что они раньше были младенцами, а в будущем станут бабушками и дедушками.

Когда дети получили больше знаний о своем внешнем виде и родителей, мы перешли к изучению ближайшего окружения воспитанников. После ряда бесед, рассказов детей и педагога из личного опыта, у детей стала складываться правильная картина их ближайшего окружения, их семьи. Посторонние люди отсеялись. Помогла в этом и игра «Составь семью из фигурок», в ней наглядно сразу стало видно из скольких человек у кого состоит семья, кого семья большая, у кого поменьше. Упорядочили полученные знания через просмотр презентации «СемьЯ».

Обсуждая проблемную ситуацию «Что я буду делать, если мама заболеет или папа уедет в командировку», я старалась подвести детей к тому, что нужно заботиться и помогать своим близким членам семьи, любить их. Помогло в этом и разъяснение  пословицы «Когда семья вместе- сердце на месте» и беседа «Как мы помогаем своим близким?».

Давая детям новые знания о семье, об их ближайшем окружении, я не могла не затронуть тему безопасности ребенка. Через игру «Свой, чужой, знакомый» я постаралась дать первоначальные знания детям о том, как нужно вести себя с незнакомыми людьми на улице, если ты находишься без присмотра взрослого.

Получив новые знания о себе, своем ближайшем окружении, о взаимоотношениях в семье, дети стали отражать это своих сюжетно- ролевых, режиссерских, строительных играх. Сюжет игр заметно обогатился, расширился.

Все это время я работала в тесном контакте с родителями. Большую помощь в формировании у детей представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей оказывает нам библиотека. собранная с помощью родителей. Каждая семья получила творческое задание в рамках проекта- создание альбома «Моя семья». В результате творческой работы самых активных семей, в группе заработала выставка, которая пользуется особой популярностью у всех детей. Каждый альбом неоднократно просматривается, и каждый «автор» с гордостью рассказывает о своей семье.

Итоговым мероприятием стал музыкальный праздник «День семьи». На празднике дети продемонстрировали знания стихов и песен о семье. Родители вспомнили многие пословицы по теме «Семья». С огромным удовольствием и большой гордостью дети, совместно с родителями презентовали свои семейные альбомы.

Были проведены такие игры как:

-«Кому что нужно», где дети выбирали сюжетную картинку, на которой было изображено действие какого- либо члена семьи, и на столике выбирали предметы быта, соответствующие действию на картинке;

-« Мамины помощники», где дети помогали мамам развесить платочки, определенного цвета;

— « По тропинке к маме», где ребёнок, бросая по одному следу, наступая на них поочерёдно, должен добираться к маме, которая находиться на противоположной стороне зала.

Также родители продемонстрировали свои театральные способности. Они прекрасно сыграли в музыкальной сказке «Репка».

Финалом праздника стал совместный танец детей и их мам.

На этом реализация моего проекта закончилась. Мне удалось реализовать поставленные цели и задачи, решить проблему разобщенности между семьей детским садом, наладить функцию передачи семьей детям значимых семейных и жизненных ценностей.

Приложение

Список используемых источников:

1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.

3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.

4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.

5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»

6. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8лет».

7. www.maaam.ru

8. http://dohcolonoc.ru/

9. Детский сайт «Солнышко»

 

Свидетельство_Блинова

Previous Post

Next Post