После наполненного суетой дня заезда участникам олимпиады предстояло приступить к испытаниям. В соответствии с программой в первом письменном туре нужно было выполнить тестовые задания с выбором одного и нескольких вариантов ответов. Содержание заданий охватывало историю и теорию государства и права, а также нормы различных отраслей российского и международного права. Задания были сгруппированы в 3 блока: в первом необходимо было выбрать 1 правильный ответ и выполнение каждого задания оценивалось в 1 балл; во втором блоке необходимо было выбрать несколько правильных вариантов ответа и выполнение каждого задания оценивалось в 1 балл; в третьем участники выбирали один или несколько правильных вариантов ответа и выполнение каждого задания оценивалось в 3 балла. Максимальное количество баллов – 80.
После инструктажа, который провели члены жюри, все ребята были разделены на группы, волонтёры провели их в учебные аудитории. Задания розданы, началась работа… По отзывам участников олимпиады, им предложены были сложные задания. Оценивая свою работу, многие понимали, что не всё удалось. Поэтому ко второму туру готовились особенно напряженно.
Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева во время визита в Волгоград осенью 2016 г., сказала, что каждый ребенок страны обязательно должен побывать на Мамаевом Кургане – знаковом для Российского государства месте, впитать «дух победы» поколений, отстоявших свободу нашей страны. Экскурсия участников олимпиады и их сопровождающих на главную высоту России стала яркой страницей в программе олимпиады. Подвиг советского солдата, запечатлённый в грандиозном памятнике, никого не оставил равнодушным.
С настроем на победу ребята отправились готовиться ко второму письменному туру.