Все есть число

Системы счисления

Авторы проекта

Паталашко Владимир Сергеевич

Тема проекта

Все есть число

Предмет, класс

информатика, 9 класс

Краткая аннотация проекта

«Все есть число», — говорили пифагорейцы (ученики древнегреческого математика Пифагора). Значит всё можно обозначить числом. Так как многие предметы внешнего мира имеет схожую форму, возникла потребность их сосчитать. Например, сколько коров в стаде. Сколько добыто рыб, или зайцев. Т.е. число и арифметика возникли из практической деятельности человека. Так как многие народы в древности не общались друг другом, то у разных народов возникли разные системы счисления и представления чисел и цифр. Число — это обобщение, так как разными числами можно подсчитать разные предметы. Цифры – это значки, с помощью которых записывают числа. Система счисления или нумерация – это способ записи чисел с помощью цифр. При работе над проектом учащиеся изучают историю появления и использования различных систем счисления на протяжении многих столетий. В ходе выполнения проекта участники знакомятся с правилами перевода чисел из одной системы счисления в другую и учатся выполнять арифметические действия с числами в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления, разрабатывают внеклассное мероприятие для 6 класса — игру «Двоичная система счисления».

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

  • В чем состоит разнообразие систем счисления?

Проблемные вопросы

  • Как в древности люди писали цифры, какие для этого они применяли значки?
  • Зачем нужны системы счисления?
  • Всегда ли 1+1=2?

Учебные вопросы

  • Какие системы счисления использовались раньше?
  • Какие системы счисления существуют и на какие типы делятся?
  • Какие системы счисления используются в наше время и почему?
  • Как переводить числа из одной системы счисления в другую?
  • Как производить арифметические действия в различных системах счисления?

План проведения проекта

New-Mind-Map_2w9bh9on

  • Подготовка, Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы
  • Планирование
    1. Определение источников необходимой информации.
    2. Определение способов сбора и анализа информации.
    3. Определение способа представления результатов (формы проекта).
    4. Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
    5. Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.
  • Исследование — Сбор и уточнение информации. — Выявление (“мозговой штурм”) и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. — Выбор оптимального варианта хода проекта. — Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта
  • Выводы Анализ информации. Формулирование выводов
  • Проведение внеклассного мероприятия
    1. Защита проекта и оценка его результатов.
    2. Проведение игры Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Дидактические цели и ожидаемые результаты обучения

Предметные
Знать/понимать: отличие позиционных и непозиционных систем счисления; правила
перевода в различные позиционные системы счисления и взаимосвязь систем счисления с
основанием 2p; правила выполнения арифметических действий в различных системах счисления.
Уметь: записывать числа позиционных систем счисления в развернутой форме и приводить
примеры использования двоичной, шестнадцатеричной системы счисления; переводить числа в
различные системы счисления.
Личностные: Качества личности школьника, позволяющие: эффективно использовать двоичную и шестнадцатеричную системы счисления.
Метапредметные: Уметь применять в других предметных областях обобщенные способы решения учебных задач с использованием различных систем счисления.
Интегрированный: Самостоятельно подбирать для решения различных задач наиболее подходящие системы счисления; принимать решения по способу деятельности при решении различных задач в той или иной системе счисления.
 

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Системы счисления

Пример продукта проектной деятельности учащихся:

 

Результаты работы группы I:

Игра
Двоичная система и ее применение

Результаты работы группы II:

Игра
История чисел и счисления
Необычайная арифметика

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Тест №1
Тест №2
Компьютерное тестирование в программе MyTest
Критерии оценивания
Лист взаимооценки
Оценивание в проекте

Материалы по сопровождению и оценке проектной деятельности

Приложения к игре (раздаточный материал)
приложение
приложение2
приложение3
приложение4

Полезные ресурсы

Перевод чисел и калькулятор
История чисел и систем счисления
Счисление
Цифры и системы счисления

Отзывы на проект