5 курс (заочное) Тв-во Гоголя в контексте русской и мировой литературы (лекции) (Гольденберг А.Х.) (2 записи)

  • 5 курс (заочное) Творчество Гоголя в контексте русской и мировой литературы (лекции) (Гольденберг А.Х.)

  • 08.06.21

    Творчество Гоголя в контексте русской и мировой литературы

    Лекция 1
    Творчество Гоголя в контексте славянской народной культуры

    1. Тот и этот свет в раннем творчестве Гоголя.
    2. Календарь народных праздников и поминальная обрядность в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
    3. Предки и потомки как архетипические категории гоголевского хронотопа. Чистые и нечистые покойники
    4. Образ сироты в системе персонажей писателя и народной обрядовой культуре.
    5. Тема посмертного существования души в поэме «Мертвые души» и поминальная обрядность:
    а) Обрядовые обходы в композиционной структуре «Мертвых душ».
    б) Зачем чесать пятки покойнику?
    в) Чичиков как архетип ритуального гостя.
    6. Похороны и свадьба как архетипы народной обрядовой культуры в сюжетной структуре «Мертвых душ».

    Литература
    Основная
    Гольденберг А.Х. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте: Учебное пособие. Волгоград: Научное изд-во ВГСПУ «Перемена», 2019. Гл. 1. С. 6-19. / http://edu.vspu.ru/lit/files/2020/04/Goldenberg-1.-Tvorchestvo-Gogolya.-Posobie-na-sayt.pdf
    Электронная версия пособия в формате pdf прилагается.
    Дополнительная
    Байбурин А.К., Левинтон Г.А. Похороны и свадьба // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: (Погребальный обряд). – М.,1990. – С. 64-99.
    Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.
    Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования). – СПб., 1995.
    Седакова О.А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. – М., 2004.
    Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». – Л., 1987.
    Софронова Л.А. Мифопоэтика раннего Гоголя. – СПб., 2010.
    Толстая С.М. Мир живых и мир мертвых: формула сосуществования // Славяноведение. – 2000. – № 6. – С. 14-20.
    Шангина И.И. Русский традиционный быт: Энциклопедический словарь. – СПб., 2003.

    Вопросы для самопроверки
    Какова роль народного календаря в художественной структуре «Вечеров на хуторе близ Диканьки»?
    Как связаны сюжеты повестей раннего Гоголя с их хронотопом?
    Какова мифологическая семантика сюжетного мотива пересечения границы земного и потустороннего миров в творчестве Гоголя?
    Как влияет на развитие свадебных сюжетов украинских повестей Гоголя сиротство их персонажей?
    Какой обрядовый контекст может быть выявлен в ролевом поведении главного героя «Мертвых душ» и композиции первых шести глав поэмы?

    08.06.21
    Лекция 2
    Творчество Гоголя в контексте русской и европейской литературы и культуры

    1. Предметный мир поэмы «Мертвые души». Шарманка Ноздрева и ее музыкальный репертуар.
    2. Судьба французской народной песни о Мальбруке в европейской культуре.
    3. Песня о Мальбруке в русской культуре 18 – начала 19 в.
    4. Связь песни с наполеоновской темой в русском и европейском искусстве 19 в.
    5. Шарманка как атрибут европейской культуры и народного уличного театра Петрушки.
    6. Сюжеты о нашествии Наполеона в Россию и его поражении в русских народных картинках. Их перекличка с наполеоновской темой в поэме «Мертвые души».
    7. Традиции народного театра в поэтике «Мертвых душ».
    8. Гоголь – Л. Толстой – Ф. Достоевский. Судьба сюжета народной песни о Мальбруке в русской классической литературе.

    Литература
    Основная
    Гольденберг А.Х. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте: Учебное пособие. Волгоград: Научное изд-во ВГСПУ «Перемена», 2019. Гл. 3. С. 63-74. / http://edu.vspu.ru/lit/files/2020/04/Goldenberg-1.-Tvorchestvo-Gogolya.-Posobie-na-sayt.pdf

    Электронная версия пособия в формате pdf прилагается.

    Дополнительная
    Жирмунский В.М. К вопросу о странствующих сюжетах. Литературные отношения Франции и Германии в области песенного фольклора // Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. – Л., 1979. – С. 344-374.
    Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX века. – Л., 1988.
    Песни русских поэтов: В 2-х т. / Вступ. ст., биогр. справки, сост., подгот. текстов и примеч. В.Е. Гусева. – Т. 1. – Л, 1988.
    Ровинский Д. Русские народные картинки. – СПб., 1900.
    Тоичкина А.В. Malborough s’en va-t-en guerre… (Тема воскресения в «Преступлении и наказании») // Достоевский. Материалы и исследования. – Т. 17. – СПб., 2005. – С. 240-248.
    Фольклорный театр / Сост., вступ. статья, предисл. к текстам и коммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной. – М., 1988.

    Вопросы для самопроверки
    Какой европейский культурный контекст вводит в поэму «Мертвые души» репертуар шарманки Ноздрева?
    Какая тема выходит на первый план в русских версиях французской народной песни о Мальбруке и какова ее связь с текстом поэмы Гоголя и судьбой ее главного героя?
    Какие жанры и образы народной зрелищной и музыкальной культуры нашли отражение в главе о Ноздреве?
    Какие смысловые обертоны получает песня о Мальбруке в контексте русской классической литературы (Гоголь, Л. Толстой, Достоевский)?

    Подключиться к конференции Zoom

    https://us05web.zoom.us/j/9131324994?pwd=NUozZmtENkFWbjdZSW9HZFE2ZDRUdz09

    Идентификатор конференции 913 132 4994

    Код доступа 4AJVK8