4 курс(очное, 7 семестр) История русской литературы (лекции) (Перевалова С.В.) (11 записей)

  • 4 курс(очное, 7 семестр) История русской литературы (лекции) (Перевалова С.В.)

  • Лекция №1: «История русской литературы рубежа ХIХ-ХХ века: общая характеристика»
    Дата проведения: 1.09. 2020.
    План:
    1. Цели и задачи курса — показать как важнейшую характеристику данного периода процессы взаимодействия и взаимообогащения разных литературных направлений и течений в литературе Серебряного века, множество «пограничных» явлений культуры; продемонстрировать то, что литература русского зарубежья не «подсобная», а важнейшая составляющая единой русской литературы. В наши дни курс «История русской литературы «рубежа веков» объединяет «задержанных» художников, авторов русского зарубежья и писателей конца Х1Х-начала ХХ века, давно и хорошо знакомых читателям отечественной словесности.
    2. Вопросы периодизации и основные характеристики истории русской литературы конца Х1Х-начала ХХ века. Литература и глобальные исторические события в судьбе России в ХХ веке. Понятие «скользящая периодизация» изучаемого курса и причины её возникновения. Значение «литературы русского зарубежья» первой «волны» и «возвращенной» литературы изучаемого периода для сегодняшних читателей и исследователей.
    3. Философская мысль начала ХХ столетия и её отражение в различных видах искусства эпохи Серебряного века. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп как характерная примета культуры 1890-х – 1910-х годов. Максим Горький и литература «знаньевцев». Символизм «старших» и «младших». Основные темы и проблемы в произведениях указанного периода: проблема нравственного выбора человека, взаимоотношения художника и власти, тема исторической памяти и национального самосознания личности и народа. Поиск нравственного и эстетического идеалов «взрывного» времени.

    Литература:

    1. История русской литературы ХХ века/ под ред. Проф. В.В.Агеносова.-М.,2014.
    2. Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке: обретения и утраты. – М., 2011.
    3. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья (1918-1996).- М., 1998
    4. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX — начала XX века. -М., 2007//uchebnik.biz›…istoriya…literatury-konca…nachala….
    5. Келдыш В.А., Дьякова Е.А., Катаев В.Б. История русской литературы конца XIX — начала XX века: В 2 т.: Учебное пособие для вузов. М., 2007.
    6.История русской литературы ХХ века. Первая половина [Электронныйресурс]: учебник: В 2 кн. – Кн. 1: Общие вопросы / Л.П. Егорова, А.А.Фокин, И.Н. Иванова и др.; под общ. ред. проф. Л.П. Егоровой. – 2-е изд.,перераб. – М. : ФЛИНТА, 2014 – 450 с.

  • Лекция № 2: «Творческий путь И.А.Бунина: основные этапы»
    Дата проведения: 15 сентября 2020.
    ПЛАН:
    1. И.А.Бунин – прозаик, поэт, переводчик – входит в большую русскую литературу в 1901 году с рассказом «Антоновские яблоки» и поэмой «Листопад», опубликованными одновременно в одном издании. В течение всей творческой жизни художник создаёт прозаические и лирические произведения (последние – своего рода «моментальные снимки» души автора, позднее составившие сюжеты эпических повествований, например: из стихотворения «Портрет» (1916) «вырастает» прозаическое «Лёгкое дыхание» (1924) и т.п.)
    2. Романтическое освещение увядающего быта русского дворянства в ранних произведениях художника и повесть «Деревня» (1910) как «самая социальная книга Бунина» (Максим Горький). Горький и Бунин о будущем России, пережившей первую русскую революцию: полемика и «точки соприкосновения». Система персонажей в «Деревне» и авторская позиция. Русский национальный характер в изображении И.А. Бунина. Братья Красовы: «встречное» развитие образов.Обновление традиций русской классической литературы в прозе Бунина. «Птица-тройка» Н.В.Гоголя и трансформация этого образа в финале повести Бунина «Деревня».
    3. Тонкий лиризм пейзажной поэзии И.А. Бунина, изысканность словесного рисунка, сложная гамма настроений в передаче «вечных» тем философской прозы. Смысл жизни, счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом, судьба как «восхождение на Альпы» в рассказах 1910-х годов: «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга» и др. Символический смысл художественных деталей в малой прозе писателя.
    4. Мотив памяти и тема России в творчестве И.А.Бунина эмигрантского периода. Место и роль «Окаянных дней» в русской пореволюционной публицистике. Автобиографическое начало в феноменологическом романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева». Писатель-эмигрант – лауреат Нобелевской премии 1933 года. Сборник новелл И.А.Бунина «Тёмные аллеи»: замысел и воплощение.

    Литература:
    1. История русской литературы ХХ века/ под ред. Проф. В.В.Агеносова.-
    2. М.,2014.
    3. Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке: обретения и утраты.
    4. – М., 2011.
    5. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья (1918-1996).- М., 1998.
    6. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX — начала XX века. -М., 2007.
    7. Келдыш В.А., Дьякова Е.А., Катаев В.Б. История русской литературы конца XIX — начала XX века: В 2 т.: Учебное пособие для вузов. — М., 2007.

  • Лекция №3: «Место и роль Максима Горького в русской литературе рубежа веков»
    Дата проведения: 17 сентября 2020
    План лекции:
    1. Начало творческой деятельности писателя. Горький-рассказчик и его герои в малой прозе 1890-х годов, где утверждается свобода как главная жизненная ценность (рассказы романтические: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль» и др.; реалистические: «На соли», «Супруги Орловы» и др.; и созданные «на стыке» реализма и романтизма: «Двадцать шесть и одна», «Коновалов», «Озорник» и др.).
    2. Повесть Горького «Трое» и роман «Фома Гордеев»: поиски нового художественного метода в канун революционных событий в России. Чехов и Горький: полемика (персонажи Чехова знают: «Так жить нельзя!», — но живут прежней жизнью, а герои Горького не примиряются с неизменностью власти «свинцовых мерзостей жизни» (Максим Горький).
    3. Писатели-«знаньевцы» как группа «мятежной» молодёжи, объединённая Максимом Горьким на основе общедемократических идеалов. Поэма Горького «Человек» как манифест «знаньевцев». Традиции и новаторство в драматургии Горького. Особенности классового конфликта в пьесах Горького. Пьеса «Дети солнца»: замысел и воплощение. Тема научного подвига в пьесе Горького «Дети солнца» и в драме Л.Андреева «К звёздам».
    4. Горький (повесть «Лето») и Бунин (повесть «Деревня») о будущем России и перспективах новой революции, её целях и движущих силах. Горький и пролетарские писатели, авторы «Звезды» и «Правды». Горький-публицист о революции и культуре в «возвращенной» книге «Несвоевременные мысли».

    Литература:
    1. История русской литературы ХХ века/ под ред. Проф. В.В.Агеносова.-
    2. М.,2014.
    3. Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке: обретения и утраты.
    4. – М., 2011.
    5. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья (1918-1996).- М., 1998.
    6. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX — начала XX века. -М., 2007.
    7. Келдыш В.А., Дьякова Е.А., Катаев В.Б. История русской литературы конца XIX — начала XX века: В 2 т.: Учебное пособие для вузов. — М., 2007.

  • Лекция № 4: «Творчество Л. Андреева: особенности творческого метода»
    Дата проведения: 1 октября 2020-09-30
    План:
    1. Творчество Л.Андреева подтверждает «диффузное состояние» (О. Клинг) русского искусства начала ХХ века. Не все литературные течения успевали приобрести целостные формы, некоторые существовали только в исканиях отдельных авторов. Речь идёт об экспрессионистской линии в поэтике Л.Андреева и раннего В.Маяковского. Эстетические и художнические искания прозаика и драматурга Л.Андреева выявляют взаимодействие двух противостоящих тенденций литературного развития эпохи – реалистического и модернистского искусства. Модернисты не принимали в творчестве Л.Андреева «грубо материалистического мировоззрения» (З.Гиппиус), а реалисты отвергали стремление художника к «созданию образов, изрекающих на магическом языке намёки на нечто неадекватное внешнему слову» (Ю.В.Бабичева).
    2. Начальный период творчества (1890-е годы) Л.Андреева демонстрирует обновление традиций русской реалистической литературы предшествующего периода развития: образ маленького человека и мотивы сострадательного гуманизма (рассказы: «Баргамот и Гараська», «Петька на даче», «Ангелочек» и др.) напоминают об уроках Достоевского («Мальчик у Христа на ёлке») и Чехова («Ванька»).
    3. Со временем (рассказы 1900-х: «Жили-были», «Город», «Большой шлем» и др.) художник всё больше осознаёт кризисное состояние действительности, склоняясь к экзистенциальному взгляду на мир, отвергая рациональное начало в нём и признавая лишь интуитивно познаваемую «экзистенцию» (человеческое существование), которая проявляется в «пограничных» ситуациях (страдание, близость небытия, ревность, страх и т.п.). Мысль Ф.Ницше: «Если ты не свободен жить, то свободен умереть», — составляет логическую схему «Рассказа о Сергее Петровиче», в то же время показывая ложность путей самоутверждения личности, предлагаемых философской системой идеалистических воззрений, возникающих в начале ХХ столетия.
    4. События русско-японской войны (рассказ «Красный смех») и первой русской революции, ненадолго сблизившие Л.Андреева с Горьким и другими «знаньевцами» (пьеса «К звёздам», рассказы: «Марсельеза», «Из рассказа, который никогда не будет закончен», «Рассказ о семи повешенных» — первоначальное название: «На острие»), войдя в прозу и драматургию художника, несколько сместили акценты в предельно субъективном постижении мира автором и его персонажами, но не исключили свойственной экспрессионистскому литературному течению субъективно-идеалистической установки творца на выражение внутреннего мира обречённого, униженного и одинокого человека, образ которого характеризуется болезненной напряжённостью отрицательных эмоций, гротескной изломанностью и ужасом перед «бездной смерти и бездной жизни» (Л.Андреев).
    5. Поражение первой русской революции, преследование революционеров и расправы над ними приводят Л. Андреева к мысли: «Не от Христа, а от Иуды» происходит род человеческий, раз происходит «массовое христопродавчество» (Л.Андреев). Трагические обстоятельства общественной и личной судьбы приводят к появлению рассказа «Иуда Искариот» (1908). Здесь социально-политический «оттенок» образов «растворяется» в рассмотрении общечеловеческих проблем, вот почему центральной проблемой произведения становится не тема предательства (как может показаться), а тема одиночества и беззащитности личности. Иуда – образ «двоящийся», драматический, его зловещий эксперимент затеян ради того, чтобы испытать способность верующих быть верными, а «верным» оказывается лишь Иуда. При всей яркости этого образа, созданного талантливым художником, признававшим: «Выше «Иуды» рассказов нет», — не стоит «попадаться на удочку» изворотливого иудиного ума, помня: предал-то он, как бы и кого ни пытался обвинить в гибели Учителя.
    6. Пытаясь работать «привычным» способом: сначала создавать логическую схему произведения, а потом «наполнять» её образной «материей», Л.Андреев создаёт роман «Сашка Жегулёв» (1911), герой которого – юный «нежный Саша» — без видимых побудительных мотивов, «вдруг», осознаёт своё призвание возглавить революционный отряд защитников народа, мстителей и экспроприаторов. «Отзвуки» событий недавней российской истории прозвучат и в незавершённом романе «Дневник Сатаны», который создавался вдали от Родины, в Финляндии, где в деревушке Нейвала была дача писателя. Поскольку в связи с событиями Октября 1917 года Финляндия, прежде входившая в состав Российской империи, получила независимость, Л.Андреев оказался, по его признанию, «изгнанным из дома», из дорого сердцу дома родной России. Этой разлуки его сердце не выдержало, перестав биться в 1919 году, а было талантливому русскому художнику всего сорок девять лет…
    Литература:
    1. История русской литературы ХХ века/ под ред. Проф. В.В.Агеносова.-
    2. М.,2014.
    3. Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке: обретения и утраты.
    4. – М., 2011.
    5. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья (1918-1996).- М., 1998.
    6. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX — начала XX века. -М., 2007.
    7. Келдыш В.А., Дьякова Е.А., Катаев В.Б. История русской литературы конца XIX — начала XX века: В 2 т.: Учебное пособие для вузов. — М., 2007

  • Лекция № : 5 «Леонид Андреев и Максим Горький: творческий диалог художников»

    Дата проведения: 15 октября 2020

    ПЛАН:

    1. В прозе Леонида Андреева, продолжившего в рассказах 1890-х годов («Баргамот и Гараська»,«Ангелочек», «Петька на даче» и др.) развитие традиционных для русской реалистической классики мотивов сострадательного гуманизма, проявляется и основная миросозерцательная коллизия всего творчества: соперничество двух разных подходов к жизни (в рассказе «Жили-были» (1901) в образе купца Лаврентия Кошеверова воплощено мизантропическое отношение к людям, а в образе дьякона Филиппа Сперанского – любвеобильное), ни одному из которых не удаётся достичь полновластия: по мнению писателя, человек обречён на существование между «бездной» жизни и «бездной» смерти.
    2. «Ницшеанский» след становится всё более отчётливым в развитии Андреевым темы ужасающего одиночества человека, которое не в силах победить даже приобщение к коллективу единомышленников и участие в общественно значимых событиях, связанных с первой русской революцией 1905 – 1907 годов. Максим Горький резко возражал против героико-пессимистического мировоззрения революционеров из «Рассказа о семи повешенных», видя в них не последовательных борцов за идеалы демократии, а «безнадёжно больных», готовых не к победе, а к поражению и забвению.
    3. В драматургии «разность» между Леонидом Андреевым и Максимом Горьким обнаруживается ещё раньше: экспрессионистская поэтика пьесы Андреева «К звёздам» демонстрирует неприятие автором идеи «партийности в науке». У Андреева «звёзды светят всем!», а тема научного подвига в истории культуры не менее значима, чем «безумство храбрых» (А.М.Горький), первыми заявляющих о необходимости решения назревших земных проблем (например, выдвигаемых Горьким на первый план в пьесе «Дети солнца»).
    4. «Эпистолярная дуэль» двух художников обостряется после поражения первой русской революции: в рассказе «Иуда Искариот» (1907) Леонид Андреев словно вырывает из сердца несостоятельную, как ему представляется, ассоциирующуяся с устремлениями революционной эпохи гуманистическую идею, переосмысливая образ Иуды, предавшего Христа. Однако главной проблемой и в этом произведении становится не актуальная для времени создания произведения тема провокаций и предательства (её не обходит и Максим Горький в «Жизни ненужного человека», 1907): Андреева по-прежнему занимает тема одиночества («сплетённые из противоречий инстинкта и интеллекта» персонажи – Иуда и Христос — пили «из одного корня страданий – предатель и преданный», одинаково несчастные в «жестокой участи своей»).

    Литература:

    1. История русской литературы ХХ века/ под ред. Проф. В.В.Агеносова.-
    2. М.,2014.
    3. Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке: обретения и утраты.
    4. – М., 2011.

    Шуган О.В. «Мы снова и глубоко почувствовали, как много было пережито нами»: очерк Горького «Леонид Андреев»//Литература в школе. 2001.№7.
    Западова Л.А. Источники текста и «тайны» рассказа-повести Л.Андреева «Иуда-Искариот»//Русская литература. 1997.№3.

    Максим Горький: Леонид Андреев//gorkiy-lit.ru›gorkiy…leonid-andreev.htm
    Четина Е. Евангельские образы, сюжеты, мотивы в художественной культуре. – М.: Флинта, 1998.

  • Лекция №6.
    Тема : «Творчество Горького «рубежа веков»: особенности художественного метода, проблематика, жанры, стили»
    Дата проведения: 29.10.2020.
    План:
    1. «Малая» проза писателя 1890-1900 годов даёт представление о том, каким нелёгким был путь Горького к своему художественному методу, в начале 1930-ых годов получившему определение «метод социалистического реализма». В статье «Как я учился писать» (1928) художник обозначает причины, заставившие взяться за перо: это сила «томительно бедной жизни» и такая масса жизненных впечатлений, «что не писать я не мог». 1890-е годы принесли известность Горькому как автору рассказов, которые по своей основной стилистической «доминанте» можно условно подразделить на «романтические» («Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» и др.), где в основе нравственного конфликта – выбор героем свободы как главной жизненной ценности (в самом первом горьковском рассказе «Макар Чудра» любовь сильнее смерти, но не сильнее свободы). «Томительно бедную жизнь» в прозе Горького преображали, революционизируя сознание современников, герои-«романтики»: несмотря на то, что они обречены на гибель, главный акцент автор делает не на трагизме ситуации, а на возвышенном выборе свободолюбивой личности (её этический максимум – в образе Данко).
    2. Вынужденные скитания молодого Горького по России запечатлены в реалистических произведениях писателя, значительная часть которых посвящена бедственному положению «маленьких» людей большой страны («Супруги Орловы», «Антон Горемыка», «На соли» и др.), другие – «Колокол», «Нищенка», «Скуки ради» и др. — «хозяевам» жизни, которых не затрагивают беды «бывших людей» (название одноимённого рассказа Горького). Однако в угнетённой людской массе начинающий писатель различает проблески ума, стремления к знаниям, проявления независимого характера и склонность к самостоятельным суждениям. Эти персонажи нуждаются в общественной востребованности, не видя в своём положении ни цели, ни смысла, что их озлобляет и подталкивает к бунту против «всех», к анархическому своеволию «одиночек».
    3. Такие персонажи появляются в центре рассказов Горького о «босяках», деклассированных людях, вследствие капитализации страны оставивших разоряющуюся деревню, но не нашедших своего места в городской среде: «Челкаш», «Коновалов», «Мальва» («лишними» у Горького, в отличие от произведений русской классики Х1Х века, становятся представители всех слоёв населения, всех возрастов, национальностей и пр.). Босяки привлекают писателя пренебрежительным отношением к «хозяевам» жизни, они (вспомним и Гараську из первого рассказа Л.Андреева!) не зависят от власти денег, в них нет «чувства домашней оседлости», потому они свободны в своих «хождениях» по Руси. Однако эта «свобода» мнима: она оборачивается бедой неприкаянных, безмерно одиноких людей. Горький, восхищаясь свободолюбием своих героев-босяков, несколько романтизируя их (в «Челкаше»: «Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не насыщалась созерцанием этой тёмной широты, бескрайней, свободной и мощной»), не принимает их социальной недееспособности, безответственности поступков, реалистически последовательно доказывая: «Мораль босяка – это мораль кабака и несчастия». Мысль писателя ведёт напряжённую работу в поисках ответа: как совместить стремление героических «одиночек» к свободе с необходимостью «быть нужным» людям, а ответ обнаруживает в классовом подходе ко всем жизненным явлениям (роман «Мать», 1906).
    Литература:

    1. История русской литературы ХХ века/ под ред. Проф. В.В.Агеносова.-
    2. М.,2014.
    3. Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке: обретения и утраты.
    4. – М., 2011.

  • Лекция №7: «Модернистские течения в русской литературе рубежа веков»
    Дата проведения: 12.11.2020.
    ПЛАН:
    1.Декадентство и модернизм в русской культуре рубежа веков.
    2. Символизм как литературное направление.
    3. Брюсов и старшие символисты в русской литературе: особенности мировидения и творчества.

    Perevalov Andrew приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom.

    Тема: Zoom meeting invitation — Zoom Meeting Perevalov Andrew
    Время: 12 ноя 2020 11:30 AM Дубай

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/79783599229?pwd=U2V5bzAxbUs1QlFCV1BoMG00MXRidz09

    Идентификатор конференции: 797 8359 9229
    Код доступа: SEcA7W

  • Лекция №8
    Тема: «Русский символизм в литературе рубежа веков: от «старших» — к «младшим»
    Дата проведения: 26.11.2020.
    Время проведения: 11-30 — 13-00.

    ПЛАН:
    1. Импрессионизм в русской живописи: А.Куинджи и В.Серов.
    2. Импрессионистическая образность К.Бальмонта.
    3. М. Горький и К. Бальмонт о «детях Солнца».
    4. «Вещный мир» лирики Ин.Анненского.
    5. «Не могу молчать!»: Л.Андреев и Ин.Анненский.

    Perevalov Andrew приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom.

    Тема: Zoom meeting invitation — Zoom Meeting Perevalov Andrew
    Время: 26 ноя 2020 02:00 PM Дубай

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/79813089475?pwd=LzdkV1czbEJYOTJKcVNCbzJqK1J2dz09

    Идентификатор конференции: 798 1308 9475
    Код доступа: 2KxkVA

  • Лекция №9
    Тема: «Мир поэзии Александра Блока»
    Дата проведения: 10.12.2020.
    Время проведения: 15-30 — 17-00.

    ПЛАН:
    1. «Младосимволизм» и Александр Блок.
    2. Три книги лирики Александра Блока и их особенности.
    3. Образ Родины и способы его создания в поэзии Блока.

    Perevalov Andrew приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom.

    Тема: МИР ПОЭЗИИ АЛЕКСАНДРА БЛОКА
    Время: 10 дек. 2020 03:30 PM Дубай

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/73093780714?pwd=b011amk0MHcvNGpKelJpYlliNTJJdz09

    Идентификатор конференции: 730 9378 0714
    Код доступа: 0ASAJ3

  • Лекция №10
    Тема: «Особенности постсимволистских течений в русской литературе рубежа веков»
    Дата проведения: 24.12.2020.
    Время проведения: 11-30 — 13-00.
    План:
    1. «Цех поэтов»-акмеистов: мотивы и образы лирики.
    2. Велимир Хлебников и «будетляне».
    3. «Маяковский – сам!»
    4. Лицо и маска Игоря-Северянина.
    5. Первая «волна» русской эмиграции о Родине и революции.

    Perevalov Andrew приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom.

    Тема: Особенности постсимволистких течений в руккой культукре рубежа веков
    Время: 24 дек. 2020 11:30 AM Дубай

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/74866336430?pwd=WUxDNElnanZPcmxKbVJ4ejJVNGZGdz09

    Идентификатор конференции: 748 6633 6430
    Код доступа: 18Vqie