2 курс (заочное) История русской литературы (лекция, экзамен) (Манаенкова Е.Ф.) (3 записи)

  • 2 курс (заочное) История русской литературы (лекция, экзамен) (Манаенкова Е.Ф.)

  • 2 курс (заочное) История русской литературы (лекции)

    05.06.20.

    Лекция

    Тема: Творчество М.Ю. Лермонтова (общая характеристика).

    План

    1. Периодизация творчества М.Ю. Лермонтова. Общая характеристика каждого периода. Идейная и художественная цельность творчества Лермонтова. Пора ученических исканий. Формирование поэта действенной мысли и социальной борьбы. Романтическая устремленность ранней лирики Лермонтова. Тема гражданского патриотизма («Два великана»), борьбы за свободу («Из Андрея Шенье»). Воздействие на Лермонтова западноевропейской литературы (Шиллер, Байрон и др.).
    2. Творчество 1837-1841 гг. Лермонтов – преемник Пушкина, новатор отечественной литературы. Ведущие мотивы зрелой лирики Лермонтова. Характер лирического героя и стилистическое своеобразие лирики Лермонтова. Особенности его стиха и языка. Появление и рост в романтической поэзии Лермонтова реалистических тенденций; расширение просторечной лексики, ослабление романтической метафоричности.
    3. Поэмное, драматургическое и прозаическое творчество Лермонтова (обзор).
    3.1. Ранние поэмы Лермонтова. Их ведущие проблемы, герои, идеи, романтическая поэтика.
    3.2. Поэмы «Мцыри» и «Демон» – вершина русского романтизма. Своеобразие конфликта в поэмах. Двойственность образа Мцыри («душой дитя, судьбой монах»). Героико-трагедийный пафос поэмы. Романтическая форма поэмы (жанр, композиция, язык). Апология индивидуализма в «Демоне». Эволюция содержания на протяжении 8 редакций поэмы. (Путь Демона от свободного знания, сомнения к гармонии естественно-природной жизни через любовь к Тамаре). Божий мир как основание различения добра и зла. Порыв Демона к гармонии с мир. целым как естественное право личности. Художественное своеобразие поэмы. Образы Мцыри и Демона в традициях русского романтизма, в интерпретациях другими видами искусств (в живописи, музыке, театре).
    3.3. «Песня про царя Ивана Васильевича» – «историческая поэма в народном духе» (Белинский). Обращение к истории как результат неудовлетворенности действительностью. Идейный пафос, поэтизация сильных характеров. Образ народного героя. Сравнение с «Медным Всадником»: конфликт простого человека с тираном. Народнопоэтические источники и художественные средства поэмы.
    3.4. Поэмы «Сашка», «Тамбовская казначейша», «Сказка для детей», их обличительно-реалистический характер.
    3.5. Ранние романтические пьесы, их темы и идеи. «Маскарад»: проблематика, персонажи, художественные средства. Противоречивая сущность образа Арбенина. Поединок с судьбой. Единство романтических и реалистических традиций в драме Лермонтова (Арбенин-игрок – форма демонического аморализма в контексте реалистически изображенного дворянского света).
    3.6. «Герой нашего времени». Смысл заглавия романа. Отказ от традиционного повествования романного типа. Объединение отдельных новелл в сложное композиционное целое. Прием несоответствия фабулы и сюжета. Функция двух предисловий. Художественные средства типизации характера главного героя. Типы портретных характеристик. Прием двойничества как основной принцип построения системы образов романа. Диалектика противоречий: добра и зла, чувства и рассудка, «природного» и социального, Проблема судьбы в романе. Новелла «Фаталист» и ее значение в идейно-философской концепции «Героя нашего времени». Лермонтов – родоначальник классического русского романа.
    4. Лермонтов в оценке критики. Современное звучание литературного наследия поэта.

    Литература

    Основная

    1. История русской литературы XIX века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература». Ч. 1. (1795-1830) / Авт. В. И. Коровин, Н. Н. Прокофьев, С. М. Скрябин. – М.: Владос, 2005. – 478 с.- Допущено МО РФ.
    2. История русской литературы XIX века: Ч. 2. (1840-1860 г.) / Е.Е. Дмитриева, Л.А. Капитанова, В.И. Коровин, М.М. Крупчатов / Под. ред. В. И. Коровина. — М.: Владос, 2005. — 524 с.- Допущено МО РФ.
    2. История русской литературы XIX века: (40-60 е гг.): учеб. пособие для студ. вузов / В. Н. Аношкина и др. — 3-е изд., испр. — М.: ОНИКС, 2006. — 505 с.

    Дополнительная

    Учебники и учебные пособия:
    1. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2-х ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. — М., 2001. -Рекомендовано МО РФ.
    2. История русской литературы: В 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. — Л., 1981.
    3. История русской драматургии: ХVII- перв. пол. ХIХ в. — Л., 1982 (гл.8 и 10).
    4. Васильева С.С. и др. История русской литературы и литературной критики ХIХ века: Учеб. пособие для студентов-филологов. – Волгоград, 2011.
    5. Кулешов В. И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 «Филология» — М., 2005. — Рекомендовано УМО.
    6. Соколов А.Н. История русской литературы века (1-я половина). – М., 1970
    7. Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. — Рекомендовано МО РФ

    Рекомендуемая

    1.Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова. «Герой нашего времени». Люб. изд.
    2. Виноградов И. Философский роман Лермонтова // Русская классическая литература. Разборы и анализы. — М., 1969. — С. 156-185.
    3. Гернштейн Э. «Герой нашего времени» Лермонтова. — М., 1976.
    4. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. — М., 1973.
    5. М.Ю. Лермонтов: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова, вступ. статья В.М. Марковича, коммент. Г.Е. Потаповой и Н.Ю. Заварзиной. — СПб., 2002 (Русский путь).
    6. Лермонтов в школе. — М., 1976.
    7. Лермонтовская энциклопедия. — М., 1981. (2-е изд. — 1999).
    8. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. — Л., 1964.
    9. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. — М., 1995 (гл.6).
    10. Мережковский Д. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества // Литературное обозрение или Вопросы литературы. — 1989. — №
    11. Серман И. Михаил Лермонтов: Жизнь в литературе: 1836-1841. 2-е изд. — М., 2003.
    12. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. — М., 1975.

    Задания студентам для самопроверки:

    1. Охарактеризуйте творческий метод зрелой лирики поэта, покажите ее отличие от ранней. Как изменился в новый период характер лирического героя, раскройте его отношение к окружающему миру и его поэтический идеал.
    2. Дайте общую характеристику проблематики, идейного содержания и художественного своеобразия ранних поэм Лермонтова. Отметьте, какие изменения наметились в содержании и поэтике поэм Лермонтова, написанных во второй половине 1830-х годов.
    3. Составьте тезисный план к следующим работам:
    — Жаравина Л.В. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь: философско-религиозные аспекты литературного развития 1830-1840-х годов. — Волгоград, 1996 (раздел о Лермонтове)
    — Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. — М., 1988 (раздел о Лермонтове).
    — Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. — М., 1995. (гл. 11).
    — Мережковский Д. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества. // Литературное обозрение или Вопросы литературы. — 1989. — №10.
    — Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. — М., 1975.
    4. Из представленных работ Белинского В.Г. выписать цитаты о творчестве М.Ю. Лермонтова.
    — «Герой нашего времени», сочинение М. Лермонтова.
    — Стихотворения М. Лермонтова.
    5. Опираясь на приведенную ниже литературу, конкретизируйте идейное и художественное своеобразие романа «Герой нашего времени»:
    — Виноградов И. По живому следу. — М., 1987 (гл. «Философский роман Лермонтова»).
    — Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. — М., 1973.
    6. Выполните целостный анализ стихотворений. Конкретизируйте идейное и художественное своеобразие произведений, приведите необходимые текстовые примеры. Тексты для анализа: М.Ю. Лермонтов. Ангел. Когда волнуется желтеющая нива. Дума. Поэт / «Отделкой золотой блистает мой кинжал» /. И скучно и грустно. Выхожу один я на дорогу. Пророк.

    05.06.20.

    Лекция

    Тема: Творчество Н.В. Гоголя (общая характеристика).

    План

    1. Идейно-эстетическое формирование писателя.
    2. Национальная тематика в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» (творческая переработка народных преданий и других фольклорных материалов). Жизнеутверждающий пафос «Вечеров». Религиозно-мистические и трагические мотивы некоторых повестей. Романтизм «Вечеров» (завуалированная фантастика) и реалистические тенденции («Иван Федорович Шпонька и его тетушка»). Образы рассказчиков в «Вечерах». Лиризм повестей. Творческое воздействие Пушкина на Гоголя.
    2. «Миргород». Рост реалистических тенденций. Социальная проблематика и идейный смысл сборника. Обличение «пошлости пошлого человека», паразитизма «существователей». Сатира и юмор в первых книгах писателя. «Тарас Бульба» – народно-историческая повесть.
    3. «Петербургские повести» Гоголя: проблематика, идейный смысл. Разлад между пошлой действительностью и возвышенной мечтой («Невский проспект»). Реалистический гротеск в повести «Нос». Снятие антитезы реальное / фантастическое у Гоголя. Проблемы искусства в повести «Портрет», 2 ее редакции, их различие. Противоречия действительности, обусловившие трагедию «маленького человека» («Записки сумасшедшего»). Повесть «Шинель», ее место в «Петербургских повестях». Образ Башмачкина, способы его обрисовки. Композиция повести. «Шинель» – этапное произведение русской литературы (ср. со «Станционным смотрителем» Пушкина и «Бедными людьми» Достоевского).
    4. Драматургия Гоголя. Миражная интрига как преобладающая сюжетная схема в пьесах Гоголя. «Ревизор»: идейный смысл, основные персонажи. Хлестаков – центр миражной интриги. Иронически-сатирический и гиперболический характер изображения героев пьесы. Композиция и язык комедии. Смысл образа настоящего ревизора как выражение мечты Гоголя об идеальном мире. Метафизический пласт комедии. Драматическое мастерство Гоголя. Авторское истолкование комедии. Значение комедии для русской драматургии и театра.
    Создание обществено-бытовой комедии «Женитьба»; ее проблематика и идейный смысл. Традиционность ситуации в «Женитьбе» и ее миражный характер.
    5. Последнее 10-летие в творчестве Гоголя.
    5.1. 2-й том «Мертвых душ». Его объективно-познавательные, сатирические элементы (характеристика Петуха, Тентетникова, Бетрищева). Слабые стороны 2-го тома. Образы Костанжогло и Муразова, их нежизненность. Поиски автором правильного решения коренных вопросов жизни (образы генерал-губернатора, Уленьки) и характер духовной эволюции Гоголя.
    5.2. «Выбранные места из переписки с друзьями». Жанр книги, ее структура, краткое содержание. Особое место писем о России. Миссия автора «Выбранных мест». Общественная реакция на книгу. Письмо Белинского к Гоголю (1847г.). Современное прочтение «Выбранных мест».
    6. Место и значение наследия Гоголя в литературном процессе.

    Литература

    Основная

    1. История русской литературы XIX века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература». Ч. 1. (1795-1830) / Авт. В. И. Коровин, Н. Н. Прокофьев, С. М. Скрябин. – М.: Владос, 2005. – 478 с.- Допущено МО РФ.
    2. История русской литературы XIX века: Ч. 2. (1840-1860 г.) / Е.Е. Дмитриева, Л.А. Капитанова, В.И. Коровин, М.М. Крупчатов / Под. ред. В. И. Коровина. — М.: Владос, 2005. — 524 с.- Допущено МО РФ.
    2. История русской литературы XIX века: (40-60 е гг.): учеб. пособие для студ. вузов / В. Н. Аношкина и др. — 3-е изд., испр. — М.: ОНИКС, 2006. — 505 с.

    Дополнительная

    Учебники и учебные пособия:
    1. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2-х ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. — М., 2001. -Рекомендовано МО РФ.
    2. История русской литературы: В 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. — Л., 1981.
    3. История русской драматургии: ХVII- перв. пол. ХIХ в. — Л., 1982 (гл.8 и 10).
    4. Васильева С.С. и др. История русской литературы и литературной критики ХIХ века: Учеб. пособие для студентов-филологов. – Волгоград, 2011.
    5. Кулешов В. И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 «Филология» — М., 2005. — Рекомендовано УМО.
    6. Соколов А.Н. История русской литературы века (1-я половина). – М., 1970
    7. Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. — Рекомендовано МО РФ

    Рекомендуемая

    1. Анненкова Е.И. «Мертвые души» и «Выбранные места…». Н.В. Гоголь // Литература в школе. — 1999. — № 2. https://www.libfox.ru/393599-elena-annenkova-putevoditel-po-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi.html
    2. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя. // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. Т.9. — М., 1979. http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0320.shtml
    3. Войтоловская Э.Л. Комедия Гоголя «Ревизор». Комментарий. — М., 1971. http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/-go-cr22.html?cmd=1&dscr=1
    4. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. — М.-Л., 1959. http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/grg/grg-001.htm?cmd=p
    5. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. — М, 1996. https://freedocs.xyz/pdf-276596092.
    6. Маркович В.И. Петербургские повести Н.В. Гоголя. — Л., 1989. http://uchebana5.ru/cont/1838408.html
    7. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. — М., 1979. С. 223-321. https://royallib.com/book/mashinskiy_semen/hudogestvenniy_mir_gogolya.html
    8. Соколов Б.В. Гоголь: Энциклопедия. – М., 2003.

    Задания студентам для самопроверки:

    1. Определите особенности творческого метода Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
    2. На конкретных примерах покажите эволюцию романтизма Гоголя от «Вечеров на хуторе близ Диканьки» к «Миргороду».
    3. Выделите важнейшие художественные принципы Гоголя в петербургских повестях.
    4. Охарактеризуйте важнейшие особенности драматургии Гоголя.
    5. Выделите основные черты новаторского мастерства Гоголя-драматурга в «Ревизоре».
    6. Дайте оценку позднего творчества Гоголя.

  • 16.06.2020.
    13.10-14.40.
    Экзамен по ИРЛ.
    Гр. ФЛ-РЛБZ-21, ФЛ-РЛБZ-22

    В течение получаса составить тезисный план ответа на экзаменационный вопрос (объём – до 1 стр.); анализ художественного текста делать в соответствии с примерной схемой анализа произведений разных жанров, рассмотренной на лабораторных занятиях по ИРЛ. Ответы нужно разместить в документе формата *doc, назвать файл «Экзамен _ИРЛ_Фамилия студента, группа». Высылать на эл. адрес: ratioemotio@mail.ru

    Группа ФЛ-РЛБZ-21

    ФИО студента

    1. Абдуллаева А.А.
    2. Алдохина М.С.
    3. Атаева П.Р.
    4. Амишова Ш.А.
    5. Барсегян В.К.
    6. Бессалова К.А.
    7. Богданова А.А.
    8. Гринькова Е.Е.
    9. Джабраилова М.Р.
    10.Джабраилова С.Р.
    11.Джумагалиева А.М.
    12.Ильина А.В.
    13.Казакова Я.И.
    14.Кучкина О.А.
    15. Нуртдинова Д.Р.

    Экзаменационный вопрос (номер вопроса соответствует порядковому номеру студента)

    1. «Повести Белкина» А.С. Пушкина. Проблематика. Проблема автора.
    2. «Судьба человеческая, судьба народная» в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».
    3. Пушкин в Петербурге. Лирика, поэма «Руслан и Людмила».
    4. Лицейский период жизни и творчества Пушкина. Основные мотивы и образы лицейской лирики.
    5. Пушкин в Михайловском. Общая характеристика творчества.
    6. Проза Пушкина 1830-х годов (общая характеристика).
    7. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы. (общая характеристика). Своеобразие пушкинского реализма.
    8. Творческий путь А.С. Пушкина (общая характеристика).
    9. Творческий путь К.Н. Батюшкова.
    10. Творческий путь И.А. Крылова (общая характеристика).
    11. Романтизм как литературное направление первой трети Х1Х века.
    12. Не допущена.
    13. Литературные общества и кружки. Борьба между литературными группировками.
    14. Литературное движение первой половины Х1Х в. (общая характеристика).
    15. Южный период творчества Пушкина, его своеобразие. Общая характеристика пушкинского романтизм

    Анализ художественного текста (номер текста соответствует порядковому номеру студента)

    1. М.Ю. Лермонтов. И скучно и грустно.
    2. М.Ю. Лермонтов. Завещание («Наедине с тобою, брат…»).
    3. А.С. Пушкин. Из Пиндемонти («Не дорого ценю я громкие права»).
    4. Н.В.Гоголь «Шинель».
    5. А.С. Пушкин. Брожу ли я вдоль улиц шумных.
    6. А.С. Пушкин. Воспоминание («Когда для смертного умолкнет шумный день»).
    7. А.С. Пушкин. Элегия («Безумных лет угасшее веселье»).
    8. А.С. Пушкин. «Евгений Онегин».
    9. А.С. Грибоедов «Горе от ума».
    10. К.Н. Батюшков. Мой гений.
    11. А.С. Пушкин. Отцы пустынники и жены непорочны.
    12. —
    13. И.А. Крылов. Лисица и Осел.
    14. В.А. Жуковский. Невыразимое.
    15. К.Ф. Рылеев. Гражданин.

    Группа ФЛ-РЛБZ-22

    ФИО студента

    1. Косогорцева Д.В
    2. Кругликова Е.Ю.
    3. Мишина Е.А.
    4. Муравейко Н.В.
    5. Павлова Н.В.
    6. Переяслова Ю.Е.
    7. Пермякова Е.В.
    8. Поповкина Я.В.
    9. Сеничкина Е.Ю.
    10.Силла Е.И.
    11.Скворцова Н.В.
    12. Фарыма О.А.
    13.Цыренина Е.М.
    14.Чеботарев А.В.
    15.Шаталова Ю.М.

    Экзаменационный вопрос (номер вопроса соответствует порядковому номеру студента)

    1. Не допущена.
    2. Не допущена.
    3. Баллады В.А. Жуковского.
    4. Сказки А.С. Пушкина и народная культура.
    5. Романы А.С. Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка».
    6. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Их проблематика и жанровое своеобразие.
    7. Творчество А.С.Пушкина в 1826-30-е годы. Основные темы, мотивы, образы.
    8. Личность А.С. Грибоедова. Спорные вопросы творческой истории комедии «Горе от ума».
    9. Южные поэмы: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья-разбойники». Пушкин и Байрон.
    10. Не допущен.
    11. «Евгений Онегин» в оценке В.Г. Белинского. Роман Пушкина в литературоведении.
    12. Система образов в комедии «Горе от ума».
    13. Поэма А.С. Пушкина «Цыганы» как переходное произведение от романтизма к реализму.
    14. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Художественное своеобразие цикла. Проблема иронии.
    15. Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Жанровые особенности, проблемы текстологии, «онегинская строфа».

    Анализ художественного текста (номер текста соответствует порядковому номеру студента)

    1.-
    2.-
    3. М.Ю. Лермонтов. Ангел.
    4. К.Н. Батюшков. Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы…
    5. А.С. Пушкин. Пророк.
    6. Н.В.Гоголь «Шинель».
    7. А.С. Пушкин. Пора, мой друг, пора…
    8. И.А. Крылов. Кукушка и Орел.
    9. Е.А. Баратынский. Все мысль да мысль! Художник бедный слова
    10.-
    11. М.Ю. Лермонтов. Когда волнуется желтеющая нива.
    12. М.Ю. Лермонтов. Выхожу один я на дорогу.
    13. Е.А. Баратынский. Предрассудок! Он обломок…
    14. М.Ю. Лермонтов. Пророк.
    15. М.Ю. Лермонтов. Дума.