2 курс (очное) Образ ребенка и тема детства в русской литературе 20 в. (лабораторные) (Рябцева Н.Е.) (39 записей)

  • Образ ребенка и тема детства в русской литературе 20 в. (лабораторные) (Рябцева Н.Е.)

  • 27.03.2020г. Лабораторное занятие №1.
    Тема: «Традиции святочного рассказа в современной литературе»

    Задания:

    1. Повторить теорию жанра святочного рассказа.
    2.Прочитать рассказ Л.Горалик «Агата возвращается домой» и составить по 5 проблемных вопросов к рассказу.
    3. Назначенному предварительно докладчику подготовить презентацию по теме «Жанровые особенности святочного рассказа в современной литературе (на материале рассказа Л.Горалик «Агата возвращается домой»).
    4. Докладчик выбирает двух рецензентов своей работы, которым необходимо составить краткие и аргументированные рецензии на представленный материал.

    Литература к занятию:

    1. Быков Д. Л. Девочка без спичек [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gzt/ru/topnews/culture/-devochka-bez-spishek-/289298/html/main_image
    2. Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ: Становление жанра.СПб., 1995. 256 с.
    3. Есаулов И. А. О некоторых особенностях рассказа А. П. Чехова «Ванька» // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: Изд-воПетрГУ, 1998. Вып.5: Евангельский текст в русской литературе ХVIII–ХХ веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Вып.2. С. 480–483.
    4. Захаров В. Н. Пасхальный рассказ как жанр русской литературы // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1994. Вып.3: Евангельский текст в русской литературе ХVIII–ХХ веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. С. 249–261.
    5. Калениченко О. Н. Судьбы малых жанров в русской литературе конца XIX — начала XX века (святочный и пасхальный рассказы, модернистская новелла). Волгоград, 2000. 246 с.
    6. Кошелев В. А. Хомяков А. С. Светлое Воскресенье. Повесть, заимствованная у Диккенса / Публ., вступл. и прим. В. А. Кошелева // Москва. 1991. № 4. С. 81–105.
    7. Кучерская М. А. Русский святочный рассказ и проблема канона в литературе нового времени: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М.,1997. — 21 с.
    8. Маркова Т. Н. Современная проза: конструкция и смысл (В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Пелевин.). М., 2003. 267 с.
    9. Старыгина Н. Н. Святочный рассказ как жанр // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 1992. С. 113–127.

    Материалы к занятию:

    1. Даниленко Ю.Ю. Трансформация жанра рождественского рассказа в современной литературе // Проблемы исторической поэтики. 2014. № 2 https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-zhanra-rozhdestvenskogo-rasskaza-v-sovremennoy-literature-d-bykov-l-petrushevskaya/viewer
    2. Душечкина Е. Святочный рассказ https://art.1sept.ru/article.php?ID=200702305
    3. Макеева С. Г., Михеенко О. С. Календарные рассказы духовно-нравственной тематики как литературное явление //Ярославский педагогический вестник – 2013 – № 4 – Том I (Гуманитарные науки) http://vestnik.yspu.org/releases/2013_4g/46.pdf
    4. Спектакль по сказке Л.Горалик «Агата возвращается домой» (Открытый Студийный Театр, 2016) https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=lDrdHZS4mNQ&feature=emb_logo

    Выполненные задания необходимо представить в срок до 27.03.2020г.

  • Дружинина Валентина. ФЛ-РЛБ-23. Презентация и реферат на тему: Современный святочный рассказ:
    Л. Горалик «Агата возвращается домой».

  • Фролова Ирина фл-рлб-22
    Проблемные вопросы

  • Вопросы к докладчику:

    1. Как вы думаете, возможно ли было избежать того, чтобы девочка отправилась в лес?
    2. Какие бы черты характера вы выделили у главной героини?
    3. Какова роль беса в данном произведении?
    4. Вы упоминали, что читатель вместе с персонажами проваливается в далёкое прошлое или в глубокое будущее. Скажите, вы почувствовали это во время чтения или нет?
    5. Посоветовали бы вы прочитать эту книгу? Объясните почему да/нет? Если бы посоветовали, то кому?

    Федотова Кристина, фл-рлб-22

  • Проблемные вопросы:
    1. Почему непреодолимо одиночество ребенка, когда идет речь о его взаимодействии с потусторонним миром?
    2. Связь ребенка и потустороннего мира: когда она заканчивается и почему?
    3. Почему «испытания нечистью» выпадают именно на долю детской души?
    4. Почему Агата была способна преодолеть искушение?
    5. Современное зло: как трансформировался образ нечисти в современной литературе и какие «лица» она может принимать и почему?

    (Чечеткина С., фл-рлб-22)

  • Хуртынина Софья. ФЛ-РЛБ-22.

    1. Как вы считаете, чем обусловлен выбор девочкой такого времяпрепровождения?
    2. Почему же она отправилась именно в лес в темное время суток?
    3. Что заключено в образе бесенка? Какова его функция в произведении?
    4. Можно ли утверждать, что данное произведение напоминают сказку? Если да, то какими сказочными элементами?
    5. Почему Агата испытывала вселенское счастье, играя «в ладошки»?

  • Долгополова Дарья, ФЛ-РЛБ-22.

    1. Как Вы думаете, почему главная героиня испытывает чувство тоски, когда родители оставляют её одну дома? Ведь «странно: если бы дома были родители, Агата бы нашла себе тысячу занятий, — и уж, конечно, родители бы к этим занятиям не имели никакого отношения».
    2. Почему Л.Гаралик использует такой композиционный прием как сновидение? Чем это обусловлено?
    3. Какова роль «человека в шубе» в данном произведении?
    4. Почему Агата испытывает неудержимое желание пойти в лес ночью?
    5. Какую роль играет пейзажная зарисовка в произведении?

  • 10.04.2020г. Лабораторное занятие №2 «Образ ребенка и тема детства в творчестве З.Прилепина»

    Задания:

    1. Прочитать роман З.Прилепина «Санькя». Определить художественные средства и способы создания образа ребенка в произведении.
    2. Выявить литературные традиции в развитии темы детства в произведении З. Прилепина.
    3. Раскрыть художественное значение понятия «детскость» в романе З.Прилепина.
    4. Составить вопросы всем участникам спецсеминара к исследовательской работе А.Коршуновой по теме: «Образ ребенка в романе З.Прилепина «Санькя».
    5. Выбрать двух рецензентов для составления рецензий на представленное исследование.

    Литература к занятию:

    Прилепин З. Отзывы [Электронный ресурс]. URL: http://www.zaharprilepin.ru/ru/otzyvy/

    Прилепин З. Cанькя. М.: Ад Маргинем, 2007. 368 с.

    Басинский П. Новый Горький явился // Российская газета (Центральный выпуск) №4066. – 15 мая 2006 г.

    Беляков С. Две души Захара Прилепина // Частный корреспондент http://www.chaskor.ru/p.php?id=3661

    Мирошкин А. Шершавое счастье // Книжное обозрение. – № 36 – 37 (2150 – 2151) http://www.zaharprilepin.ru/ru/pressa/greh/knizhnoe-obozrenie.html

    Наринская А. Нацбол в России больше, чем нацбол // КоммерсантЪ http://www.zaharprilepin.ru/ru/pressa/sankya/kommersant.html

    Сухих О. С. Очень своевременные книги: о традициях Ф. М. Достоевского и М. Горького в романе Захара Прилепина «Санькя» // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2008. № 6. С. 290-296.

    Материалы к занятию:

    1. Официальный сайт романа Захара Прилепина «Санькя» http://sankya.ru/chapters

    2. Гусева Е.В. СВОЕОБРАЗИЕ МИРА ДЕТСТВА В РОМАНЕ З. ПРИЛЕПИНА «САНЬКЯ// Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2013. № 7 (25): в 2-х ч. Ч. I. C. 51-56. https://www.gramota.net/articles/issn_1997-2911_2013_7-1_13.pdf

    3. Гусева Е.В. Концепция детства в творчестве Захара Прилепина: Автореф. канд. дисс. — М., 2014 https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page

    4. Московкина Е.А. Мотив детства в романе З.Прилепина «Санькя» // Вестник ТГПУ. — 2016. — №3. https://cyberleninka.ru/article/n/motiv-detstva-v-romane-zahara-prilepina-sankya/viewer

    5. Елена Токарева: Это дети идейного бездорожья (рецензия на роман З.Прилепина «Санькя») http://sankya.ru/otzivi/elena-tokareva-eto-deti-idejnogo-bezdorozhja.html

    6. Богатырева А. И. Деревня в творчестве Захара Прилепина / /ВЕСТНИК ВГУ. СЕРИЯ: ФИЛОЛОГИЯ. ЖУРНАЛИСТИКА. 2014. № 3http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2014/03/2014-03-02.pdf

  • 24.04.2020г. Лабораторное занятие №3.
    Тема: «Образ подростка в современной литературе (на материале повести Е.Мурашовой «Класс коррекции»)

    Задания:

    1. Прочитать повесть Е.Мурашовой «Класс коррекции».
    2. Сопоставить повесть Е.Мурашовой и одноименный художественный фильм, снятый по мотивам повести режиссером И.Твердовским в 2014г. Опираясь на текст повести и ваши впечатления от просмотра художественного фильма, дайте развернутую характеристику одному из персонажей произведения (на выбор). Как вы считаете, удалось ли режиссеру в полном объеме раскрыть авторский замысел? Что нового привнес режиссер в создание образа персонажа?
    3. Изучить исследовательский проект Дарьи Долгополовой по теме: «Тема детей-отбросов общества в повести Е.Мурашовой «Класс коррекции». Составить пять вопросов по представленному проекту.
    4. Назначенным двум рецензентам внимательно изучить материалы проекта и представить развернутую рецензию.

    Литература и материалы к занятию:

    1. Мурашова Е. Класс коррекции. http://indbooks.in/mirror1.ru/?page_id=747494

    2. Класс коррекции. Художественный фильм. Реж. — И.Твердовский. Россия, 2014 https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/hud/107274/online/

    3. Рудова Л. Дети-аутсайдеры и параллельные миры : реальное и фантастическое в повести Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» // Детские чтения. 2014. №1 https://cyberleninka.ru/article/n/deti-autsaydery-i-parallelnye-miry-realnoe-i-fantasticheskoe-v-povesti-ekateriny-murashovoy-klass-korrektsii

    4. Тибонье Л. Путешествие к истокам психики в повестях Ольги Колпаковой «Как рассердилась кикимора» и Екатерины Мурашовой «Класс коррекции»// детские чтения. 2015 https://cyberleninka.ru/article/n/puteshestvie-k-istokam-psihiki-v-povestyah-olgi-kolpakovoy-kak-rasserdilas-kikimora-i-ekateriny-murashovoy-klass-korrektsii

  • Самышева Арина. ФЛ-РЛБ-23. Презентация и реферат на тему: «Образ ребенка в повести Захара Прилепина «Санькя»»

  • Крутова Екатерина.РЛБ-23. Рецензия на работу и проблемные вопросы.

  • Проблемные вопросы:

    1. Историческая память: как сформировалась молодежь 90-х и какие ее отзвуки мы наблюдаем сейчас? (На основе «Союза созидающих»)
    2. Саша и «Союз созидающих» — орудия революции, или революция их орудие?
    3. «Санькя» — роман протест?
    4. Психологическая незрелость Саши и ее влияние на его взгляды.
    5. Каковы литературные традиции, положенные в основу образа Саши?

    (Чечеткина С., фл-рлб-22)

  • Шарвина Валерия ФЛ-РЛБ-22

  • Хуртынина Софья. РЛБ-22.

    1. Согласны ли вы с мнением П. Авена: «Саша Тишин бессмысленно борется с окружающим миром, вместо того чтобы бороться с собой и делать мир вокруг себя лучше»?
    2. Какой сложный образ можно выделить из общей типологии? Есть ли у него прототип?
    3. Способен ли Саша Тишин на серьезные чувства?
    4. «Санькя» – роман предупреждение?
    5. Параллели с какими литературными произведениями можно провести, читая роман «Санькя»?