2 курс (очное) История русской литературы (лекции) (Манаенкова Е.Ф.) (11 записей)

  • История русской литературы (лекции) (Манаенкова Е.Ф.)

  • 13.04.2020

    Лекция №13. Тема: Драматургия Н.В. Гоголя. Поздний Гоголь.

    План лекции:

    1. Миражная интрига как преобладающая сюжетная схема в пьесах Гоголя.
    2. Создание общественно-бытовой комедии «Женитьба»; ее проблематика и идейный смысл. Традиционность ситуации в «Женитьбе» и ее миражный характер.
    3. «Ревизор»: множественность смыслов (политическая комедия, комедия характеров, философский подтекст пьесы).
    4. Хлестаков – центр миражной интриги.
    5.Смысл образа настоящего ревизора как выражение мечты Гоголя об идеальном мире. Метафизический пласт комедии.
    6. Авторское истолкование комедии «Ревизор» .
    7. Драматическое мастерство Гоголя. Композиция и язык комедии «Ревизор».
    8. Творческая история «Мёртвых душ».
    9. Последнее 10-летие в творчестве Гоголя.
    9.1. 2-й том «Мертвых душ». Его объективно-познавательные, сатирические элементы (характеристика Петуха, Тентетникова, Бетрищева). Слабые стороны 2-го тома. Образы Костанжогло и Муразова, их нежизненность. Поиски автором правильного решения коренных вопросов жизни (образы генерал-губернатора, Уленьки) и характер духовной эволюции Гоголя.
    9.2. «Выбранные места из переписки с друзьями». Жанр книги, ее структура, краткое содержание. Особое место писем о России. Миссия автора «Выбранных мест». Общественная реакция на книгу. Письмо Белинского к Гоголю (1847г.). Современное прочтение «Выбранных мест».
    10. Место и значение наследия Н.В. Гоголя в литературном процессе.

    Литература

    1. Анненкова Е.И. «Мертвые души» и «Выбранные места…». Н.В. Гоголь // Литература в школе. — 1999. — № 2.
    2. Ардов М. Мысли о Гоголе: Человеческая трагедия // Октябрь. — 1994. — № 2.
    3. Барабаш Ю. «Верный путь и тесные врата»: Над страницами «Выбранных мест…» Н.В. Гоголя // Наука и религия. — 1991. — № 6.
    4. Войтоловская Э.Л. Комедия Гоголя «Ревизор». Комментарий. — М., 1971.
    5. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. — М.-Л., 1959.
    6. Жаравина Л.В. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь: Философско-религиозные аспекты литературного развития 30-40-х гг. — Волгоград, 1996 (раздел о Гоголе).
    7. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. — М, 1988.
    8. Мочульский К. Духовный путь Гоголя. — М., 2004.
    9. Романычева Е.С. Мы опять стоим перед этой книгой: Некоторые аспекты изучения «Выбранных мест…» Н.В. Гоголя // Литература в школе. — 1992. — № 1.
    10. Соколов Б.В. Гоголь: Энциклопедия. – М., 2003.

  • 27.04.20

    Лекция № 14. Тема: Поэзия Е.А. Баратынского.

    План лекции:

    1. Литературное «происхождение» Баратынского : легкая поэзия, французский элегизм Парни, Шенье.
    Карамзинизм, школа гармонической точности. Просветительство и сентиментализм, декабристски вольнолюбиво окрашенное эпикурейство молодого поэта.
    2. Отрыв от общепоэтического фона в стихотворениях начала 20-х гг. Придание элегии психологизма и аналитизма. Элегическое слово в поэзии Баратынского как точное обозначение состояния души лирического героя. Утрата обязательных элегических тропов.
    3. Переходный период 2-й пол. 20-х гг. Утрата вольнолюбивого контекста и целостности мировосприятия. Стихотворные повести «Эда», «Бал», «Цыганка».
    4. Поэтические сборники 1827 и 1835 гг. Отсутствие романтического единства личности в сборнике 1835 г. Стремление углубиться в собственное «я», выделяющее Баратынского из романтизма 30-х гг.
    5. Баратынский 30-х гг. как «поэт мысли». Главная тема творчества Баратынского – самосознание изолированной от мира общих ценностей личности. Жизненная основа этой темы – судьба последекабристского поколения. Резко индивидуальная трактовка вечных тем: «Предрассудок! Он обломок»; «На что вы дни? Юдольный мир явленья»; «Толпе тревожный день приветен, но страшна…»; «Все мысль да мысль! Художник бедный слова».
    6. 40-е годы. Сборник 1842 г. «Сумерки».Тризна как художественная доминанта позднего Баратынского.
    7. Оценка творчества современниками Баратынского. Непризнанность романтиками, любомудрами, В.Г. Белинским. Пушкин как единственный ценитель высокоинтеллектуальной лиры Баратынского.

    Литература

    1. Лебедев Е. Тризна. Книга о Боратынском. — М., 1985.
    2. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. — М., 1995 (гл. 5).
    3. Песков А.М. Баратынский. — М., 1990.
    4. Фризман Л.Г. Творческий путь Баратынского. — М., 1966.
    5. Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. – М., 1973.

    Рекомендуемые материалы:

    Лекция по творчеству Е.А. Баратынского. [Электронный ресурс]. http://my.mail.ru/mail/kononova_1945/video/4418/3888.html

  • 11.05.20.

    Лекция 15. Тема: Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского.

    План лекции:

    1. Драма «Дмитрий Калинин» и статья «Литературные мечтания» – произведения, определившие начало литературной деятельности Белинского.
    2. Эволюция социально-политических и философских взглядов Белинского в статьях 30-х гг.
    3. Белинский – критик. Глубокое постижение современного литературного процесса. Литературно-эстетическое значение годовых обзоров русской литературы (1846 и 1847 гг.).
    4. Белинский – историк литературы. Верные и ошибочные оценки литературных явлений в истории русской литературы. Концепция развития русской литературы (от подражательности к самобытности и народности; движение русской литературы к реализму).
    5. Белинский и «натуральная школа».
    6. Основные историко-литературные работы Белинского (статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе).
    7. Значение историко-литературных положений и утверждений Белинского для развития русской реалистической литературы и для формирования русского литературоведения.

    Литература

    1. Егоров Б.Ф. Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского. — М., 1982.
    2. Кийко Е.И. В.Г. Белинский: Очерк литературно-критической деятельности. – М., 1972.
    3. Мезенцев П.А. В.Г. Белинский и русская литература. — М., 1965.
    4. Нечаева В.С. В.Г. Белинский. Жизнь и творчество. 1842-1848. – М., 1968.
    5. Прохоров Е.П. В.Г. Белинский. — М., 1978.
    6. Соболев П. Эстетика Белинского. — М., 1978.
    7. Тихонова Е.Ю. Человек без маски: Личность Белинского в его переписке. – М., 2002.

    Рекомендуемые материалы:

    Лекция по творчеству В.Г. Белинского. [Электронный ресурс]. http://www.youtube.com/watch?v=3jorS3niqLM

  • 25.05.20.

    Лекция 16. Тема: Художественная и мемуарная проза А.И. Герцена

    План лекции:

    1. Литературно-эстетические взгляды Герцена. Ранние произведения, их революционно-романтический характер. Переход от абстрактно-гуманистической романтики к реализму в «Записках одного молодого человека».
    2. Герцен и «натуральная школа», гоголевские традиции в его творчестве.
    3. «Сорока-воровка» – повесть о трагической судьбе крепостной интеллигенции.
    4. Роман «Кто виноват?». Проблематика, стилевое своеобразие романа, жанр, композиция, язык. Система образов. Сатирическое изображение крепостников. Образ Бельтова. Разночинцы в романе. Черты новой женщины в образе Любоньки Круциферской.
    5. «Сорока-воровка» – повесть о трагической судьбе крепостной интеллигенции.
    6.Сатира на самодержавно-крепостническую Россию в повести «Доктор Крупов». Художественные особенности повести.
    7. «Былое и думы»: проблематика, жанровое своеобразие. Многосторонний показ действительности. Личность автора, история его идейных исканий. «Былое и думы» — энциклопедия русской идейной жизни 30-60-х гг. ХIХ века. Стилевое новаторство «Былого и дум».
    8. Литературная критика о Герцене.

    Литература

    1. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. Люб. изд.
    2. Берлин И. Александр Герцен и его мемуары // Вопросы литературы. — 2000.- № 2.
    3. Бабаев Э.Г. Художественный мир А.И. Герцена.- М., 1981.
    4. Гиллельсон М.И. и др. А.И. Герцен. Семинарий. — М., Л., 1965.
    5. Гинзбург Л. Я. «Былое и думы» Герцена. — Л., 1975.
    6. Она же. История отражается в человеке. — М., 1981.
    7. Путинцев В. Герцен-писатель. — М., 1963.
    8. Туниманов В.А. А.И. Герцен и русская общественно-литературная мысль XIX в. — СПб., 1994.
    9. Эльсберг Я. А.И. Герцен. Жизнь и творчество. — М., 1963.

    Рекомендуемые материалы

    Проект «Литературный экспресс» Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля. Модуль посвящен биографии и творчеству А.И. Герцена. 4 видеолекции о жизненном пути А.И. Герцена:

    http://vk.com/video-150471134_456239160

    на YouTube


    на YouTube

  • 15.06.2020.
    13.00.
    гр. ФЛ-РЛБ-22 Консультация по ИРЛ (экзамен).

    На экзамене студентам будут предложены индивидуальные задания. В течение получаса нужно будет составить тезисный план ответа на экзаменационный вопрос (объём – до 1 стр.); сделать анализ предложенного художественного текста в соответствии с примерной схемой анализа произведений разных жанров, рассмотренной на лабораторных занятиях по ИРЛ. Тестовые задания будут предложены студентам, пропустившим определенные занятия. Ответы нужно разместить в документе формата *doc, назвать файл «Экзамен _ИРЛ_Фамилия студента, группа». Высылать на эл. адрес: elenamanaenkov@yandex.ru

    Группа ФЛ-РЛБ-22 (рейтинговый балл)

    1. Астахова А.В. – 10+25=35 б
    2. Беликова А.В. – 18+30=48 б
    3. Васильева А.О. – 30+30=60 б
    4. Воробьев Н.Р. – 25+0=25 б – не допущен
    5. Демидова В.А. – 28+25=53 б
    6. Долгополова Д.А. – 15+25=40 б
    7. Егорушина Е.В. – 15+0=15 б – не допущена
    8. Зенина В.О. – 18+25=43 б
    9. Костенко Д.Д. – 15+30=45 б
    10. Курочкина Е.А. – 28+30=58 б
    11. Масеев И.С. – 10+20=30 б
    12. Мусина Д.Е. – 15+30=45 б
    13. Огнева Д.В. – 15+0=15 б – не допущена
    14. Плещенко А.А. – 20+25=45 б
    15. Полякова А.А. – 30+30=60 б
    16. Рычкова Е.А. – 15+5=20 б – не допущена
    17. Савицкая В.Д. – 15+25=40 б
    18. Сердюкова А.В. – 5+0=5 б – не допущена
    19. Томилина Д.В. – 15+20=35 б
    20. Удодова Ю.А. – 10+20=30 б
    21. Усманова А.М. – 25+25=50 б
    22. Федотова К.И. – 30+30=60 б
    23. Фролова И.В. – 30+30=60 б
    24. Хуртынина С.Д. – 30+30=60 б
    25. Чечеткина С.В. – 30+30=60 б
    26. Шаврина В.В. – 20+25=45 б
    27. Шипилова А.И. – 10+20=30 б
    28. Шулигина Л.И. – 0+0=0 – не допущена
    29. Щенникова Н.Н. – 28+25=53 б

    Литература по темам, не рассмотренным в курсе

    1. Сказки А.С. Пушкина

    1. Медриш Д.Н. Путешествие в Лукоморье. Сказки Пушкина и народная культура. — Волгоград, 1992.
    2. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина: Книга для учителя. — М., 1989.
    3. Волков Р.М. Народные истоки творчества А.С. Пушкина. — М., 1985.
    4. Сурат И.З. Жанр стихотворной сказки в русской литературе 1830-х гг.: автореф. дис… канд. филол. наук. — М., 1985.
    5. Сапожков С.В. Жанровое своеобразие сказок А.С. Пушкина 1830-х гг. (проблема цикла): автореф. дис… канд. филол. наук. — М., 1988.

    2. Поэзия А.В. Кольцова

    1. Белинский В.Г. А.В. Кольцов. Люб. изд.
    2. А.В. Кольцов. Страницы жизни и творчества. К 185-летию со дня рождения. — Воронеж, 1984;
    3. А.В. Кольцов и русская литература. — М., 1988;
    4. А.В. Кольцов // Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. – М., 1994;
    5. Скатов Н.Н. Поэзия Алексея Кольцова. — Л., 1977;
    6.Скатов Н.Н. Кольцов. — М., 1983;
    7. Плоткин Л. А.В. Кольцов // Полн. собр. стихотворений. Люб. изд.

  • 16.06.2020.
    13.00.
    гр. ФЛ-РЛБ-22 Экзамен по ИРЛ.
    В течение получаса составить тезисный план ответа на экзаменационный вопрос (объём – до 1 стр.); сделать анализ предложенного художественного текста в соответствии с примерной схемой анализа произведений разных жанров, рассмотренной на лабораторных занятиях по ИРЛ. Тестовые задания предложены студентам, пропустившим определенные занятия. Ответы нужно разместить в документе формата *doc, назвать файл «Экзамен _ИРЛ_Фамилия студента, группа». Высылать на эл. адрес: elenamanaenkov@yandex.ru

    ФИО студента

    1. Астахова А.В.
    2. Беликова А.В.
    3. Васильева А.О.
    4. Воробьев Н.Р.
    5. Демидова В.А.
    6.Долгополова Д.А.
    7. Егорушина Е.В.
    8. Зенина В.О.
    9. Костенко Д.Д.
    10. Курочкина Е.А.
    11. Масеев И.С.
    12. Мусина Д.Е.
    13. Огнева Д.В.
    14. Плещенко А.А.
    15. Полякова А.А.
    16. Рычкова Е.А.
    17. Савицкая В.Д.
    18. Сердюкова А.В.
    19. Томилина Д.В.
    20. Удодова Ю.А.
    21. Усманова А.М.
    22. Федотова К.И.
    23. Фролова И.В.
    24. Хуртынина С.Д.
    25. Чечеткина С.В.
    26. Шаврина В.В.
    27. Шипилова А.И.
    28. Шулигина Л.И.
    29. Щенникова Н.Н.

    Экзаменационный вопрос (номер вопроса соответствует порядковому номеру студента)

    1. Художественная структура романа «Евгений Онегин».
    2. Роман «Евгений Онегин» и отраженная в нем действительность.
    3. «Болдинские» поэмы А.С. Пушкина. Целостный анализ болдинской поэмы А.С. Пушкина (по выбору).
    4. –
    5. Поэмы А.С. Пушкина «Граф Нулин» и «Полтава»: идейно-художественное своеобразие.
    6. Поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя…» и «Мцыри»: идейно-художественное и жанровое своеобразие.
    7. –
    8. сдала досрочно
    9. «История государства Российского» Н.М. Карамзина как явление русской культуры. Комментарий одной из глав книги.
    10. «Южные» поэмы А.С. Пушкина. Целостный анализ южной поэмы А.С. Пушкина (по выбору).
    11. Жизнь и творчество К.Н. Батюшкова. Целостный анализ стихотворения К.Н. Батюшкова (по выбору).
    12. Жизнь и творчество К.Ф. Рылеева. Целостный анализ стихотворения К.Ф. Рылеева (по выбору).
    13. –
    14. Мировоззрение и личность П.Я. Чаадаева.
    15. Общая характеристика русской литературы Х1Хв. (1пол.).
    16. –
    17. Лирика А.С. Пушкина 1827-1836 годов. Целостный анализ стихотворения А.С. Пушкина этого периода (по выбору).
    18. –
    19. Личность А.С. Грибоедова и комедия «Горе от ума». Целостный анализ комедии.
    20. Жизнь и творчество В.А. Жуковского. Целостный анализ стихотворения (баллады) В.А. Жуковского (по выбору).
    21. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Целостный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова (по выбору).
    22. Лирика А.С. Пушкина 1813-1820 годов и поэма «Руслан и Людмила». Целостный анализ стихотворения А.С. Пушкина этого периода (по выбору).
    23. Лирика А.С. Пушкина 1820-1826 годов. Целостный анализ стихотворения А.С. Пушкина этого периода (по выбору).
    24. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Целостный анализ повестей (1 по выбору).
    25. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Целостный анализ трагедии (1 по выбору).
    26. Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: особенности жанра, система образов, идеи, композиция.
    27. Сборник Н.В. Гоголя «Миргород». Целостный анализ повестей (1 по выбору).
    28. –
    29. . сдала досрочно

    Анализ художественного текста (номер текста соответствует порядковому номеру студента)

    1. М.Ю. Лермонтов Ангел.
    2. В.А. Жуковский. Невыразимое.
    3. И.А. Крылов. Вельможа.
    4. –
    5. И.А. Крылов. Безбожники.
    6. А.С. Пушкин. Погасло дневное светило.
    7. –
    8.
    9. А.С. Пушкин. Из Пиндемонти («Не дорого ценю я громкие права»).
    10. И.А. Крылов. Парнас.
    11. А.С. Пушкин. Мирская власть.
    12. А.С. Пушкин. Отцы пустынники и жены непорочны
    13. –
    14. В.А. Жуковский. Лесной царь.
    15. М.Ю. Лермонтов. Когда волнуется желтеющая нива.
    16. –
    17. К.Ф. Рылеев. К*** («Ты посетить, мой друг, желала»).
    18. –
    19. А.С. Пушкин. Когда за городом задумчив я брожу.
    20. А.С. Пушкин. Не дай мне бог сойти с ума.
    21. К.Н. Батюшков. Элизий.
    22. М.Ю. Лермонтов. Сон.
    23. М.Ю. Лермонтов. Листок.
    24. М.Ю. Лермонтов. И скучно и грустно.
    25. М.Ю. Лермонтов. Дума.
    26. М.Ю. Лермонтов. Поэт («Отделкой золотой блистает мой кинжал»).
    27. М.Ю. Лермонтов. Выхожу один я на дорогу.
    28. –
    29.

    Тестовое задание (номер теста соответствует порядковому номеру студента)

    1. Идейно-художественное качество литературного произведения или творчества, прочно связанного с духовными интересами широких кругов общества, с его культурными традициями, с идеалами наиболее демократических слоев. Особую популярность проблема приобрела у романтиков. Это – …
    2. –
    3. –
    4. –
    5. Назовите главный троп поэтической басни И.А. Крылова:
    а) аллегория;
    б) ирония;
    в) олицетворение;
    г) перифраз.
    6. О стихах какого поэта В.Г. Белинский писал, что они «поражают душу читателя безнадежностью, безверием в жизнь и чувства человеческие при жажде жизни и избытке чувств»:
    а) Е.А. Баратынского;
    б) В.А. Жуковского;
    в) М.Ю. Лермонтова;
    г) А.С. Пушкина.
    7. –
    8.
    9. Понятие, обозначающее, как одно из важных свойств худ. литературы, её способность в живых картинках, конкретных человеческих судьбах и характерах передавать облик той или иной эпохи. Применяется в двух смыслах: 1. В широком смысле присущ всем истинно худ. произведениям («Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни»). 2. Понятие, сложившееся в литературе 19 в. для обозначения нового подхода к изображению прошлого, когда писатель хочет понять и показать своеобразие более или менее отдаленной эпохи, особенности характеров и поступков людей («Борис Годунов» А.С. Пушкина). Это – …
    10. –
    11. Установите соответствие между произведением К.Ф. Рылеева и жанром:
    1. «Войнаровский» а) послание
    2. «Иван Сусанин» б) ода
    3. «Гражданское мужество» в) дума
    4. «К временщику» г) поэма.
    12. Установите соответствие между именем исследователя и его научным трудом:
    1. Ю.М. Лотман а) «Поэзия Пушкина. Творческая эволюция»
    2. В.И. Коровин б) «Поэтика Гоголя»
    3. Ю.В. Манн в) «Творческий путь М.Ю. Лермонтова»
    4. С.А. Фомичёв г) «Беседы о русской культуре»
    13. –
    14. Расположите «Повести Белкина» Пушкина в соответствии с авторским замыслом (расположением в цикле):
    а) «Гробовщик»;
    б) «Метель»;
    в) «Выстрел»;
    г) «Барышня крестьянка»
    д) «Станционный смотритель».
    15. –
    16. –
    17. Жанровая форма лирики. Первоначально темы разнообразны. В новой европейской литературе становится формой выражения преимущественно философских размышлений, грустных раздумий, скорби. В.Г. Белинский назвал этот жанр «песней грустного содержания». В русской поэзии создатели данной жанровой формы: Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский, А.С. Пушкин и др. Этот жанр называется…
    18. –
    19. Определите последовательность написания пушкинских лирических циклов:
    а) Кавказский;
    б) Каменноостровский;
    в) Подражания Корану;
    г) Песни западных славян.
    20. О каком герое южной поэмы Пушкин писал: «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи 19-го в.»:
    а) о Пленнике («Кавказский пленник»);
    б) о Гирее («Бахчисарайский фонтан»);
    в) о разбойнике («Братья разбойники»);
    г) об Алеко («Цыганы»).
    21. В какой лирический цикл входит стихотворение 1836 года «Отцы-пустынники и жены непорочны»:
    а) Кавказский;
    б) Каменноостровский;
    в) Подражания Корану;
    г) Песни западных славян.
    22. –
    23. –
    24. –
    25. Кому принадлежат слова о Е.А. Баратынском: «Он у нас оригинален – ибо мыслит… между тем как чувствует сильно и глубоко»:
    а) В.Г. Белинскому;
    б) П.А. Вяземскому;
    в) А.А. Дельвигу;
    г) А.С. Пушкину.
    26. С каким историческим персонажем сравнивается герой повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» Германн:
    а) с Барклаем-де-Толли;
    б) с Кутузовым;
    в) с Наполеоном;
    г) с Петром I.
    27. Какая из поэм М.Ю. Лермонтова продолжает традиции «Евгения Онегина»:
    а) «Литвинка»;
    б) «Измаил-бей»;
    в) «Мцыри»;
    г) «Тамбовская казначейша».
    28. –
    29.–

  • 22.06.2020.
    13.00
    гр. ФЛ-РЛБ-21 Консультация по ИРЛ (экзамен).

    На экзамене студентам будут предложены индивидуальные задания. В течение получаса нужно будет составить тезисный план ответа на экзаменационный вопрос (объём – до 1 стр.); сделать анализ предложенного художественного текста в соответствии с примерной схемой анализа произведений разных жанров, рассмотренной на лабораторных занятиях по ИРЛ. Тестовые задания будут предложены студентам, пропустившим определенные занятия. Ответы нужно разместить в документе формата *doc, назвать файл «Экзамен _ИРЛ_Фамилия студента, группа». Высылать на эл. адрес: elenamanaenkov@yandex.ru

    Группа ФЛ-РЛБ-21 (рейтинговый балл)

    1. Аряхова М.М. – 30+30=60 б
    2. Вахницкая А.Д. – 30+30=60 б
    3. Вахонина А.В. – 20+25=45 б
    4. Воронина Я.Е. – 30+25=55 б
    5. Голишевская А.А. – 15+25=40 б
    6. Горюнова А.Д. – 18+30=48 б
    7. Гусева К.С. – 25+5=30 б
    8. Жигалова Д.В. – 30+25=55 б
    9. Зуева Е.Р. – 20+30=50 б
    10. Казаченко П.О. – 15+25=40 б
    11. Кириченко А.В. – 20+25=45 б
    12. Кичкина Ю.В. – 28+30=58 б
    13. Колчанова Ю.А. – 30+30=60 б
    14. Корнюшкина М.Е. – 30+30=60 б
    15. Левшанкова О.К. – 20+25=45 б
    16. Майфет Е.А. – 30+30=60 б
    17. Макеева Е.В. – 15+25=40 б
    18. Максимова А.С. – 10+0=10 б – не допущена
    19. Матвеева А.Е. – 5+0=5 б – не допущена
    20. Мейстер Г.И. – 30+30=60 б
    21. Москаленко Е.И. – 30+30=60 б
    22. Парада С.Ю. – 28+25=53 б
    23. Переверзева А.А. – 20+30=50 б
    24. Погосян К.А. – 20+30=50 б
    25. Пономарева Е.В. – 30+25=55 б
    26. Попова Е.Ю. – 28+30=58 б
    27. Ржавцева А.А. – 30+25=55 б
    28. Рогожкина А.А. – 10+0=10 б – не допущена
    29. Семененко А.Н. – 30+30=60 б
    30. Сиванова А.А. – 30+30=60 б
    31. Тарасова Х.В. – 15+25=40 б

    Литература по темам, не рассмотренным в курсе

    1. Сказки А.С. Пушкина

    1. Медриш Д.Н. Путешествие в Лукоморье. Сказки Пушкина и народная культура. — Волгоград, 1992.
    2. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина: Книга для учителя. — М., 1989.
    3. Волков Р.М. Народные истоки творчества А.С. Пушкина. — М., 1985.
    4. Сурат И.З. Жанр стихотворной сказки в русской литературе 1830-х гг.: автореф. дис… канд. филол. наук. — М., 1985.
    5. Сапожков С.В. Жанровое своеобразие сказок А.С. Пушкина 1830-х гг. (проблема цикла): автореф. дис… канд. филол. наук. — М., 1988.

    2. Поэзия А.В. Кольцова

    1. Белинский В.Г. А.В. Кольцов. Люб. изд.
    2. А.В. Кольцов. Страницы жизни и творчества. К 185-летию со дня рождения. — Воронеж, 1984;
    3. А.В. Кольцов и русская литература. — М., 1988;
    4. А.В. Кольцов // Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. – М., 1994;
    5. Скатов Н.Н. Поэзия Алексея Кольцова. — Л., 1977;
    6.Скатов Н.Н. Кольцов. — М., 1983;
    7. Плоткин Л. А.В. Кольцов // Полн. собр. стихотворений. Люб. изд.

  • 23.06.2020.
    13.00
    гр. ФЛ-РЛБ-23 Консультация по ИРЛ (экзамен).

    На экзамене студентам будут предложены индивидуальные задания. В течение получаса нужно будет составить тезисный план ответа на экзаменационный вопрос (объём – до 1 стр.); сделать анализ предложенного художественного текста в соответствии с примерной схемой анализа произведений разных жанров, рассмотренной на лабораторных занятиях по ИРЛ. Тестовые задания будут предложены студентам, пропустившим определенные занятия. Ответы нужно разместить в документе формата *doc, назвать файл «Экзамен _ИРЛ_Фамилия студента, группа». Высылать на эл. адрес: elenamanaenkov@yandex.ru

    Группа ФЛ-РЛБ-23 (рейтинговый балл)

    1. Аннаева Марал – 30 б
    2. Бургард Д.А. – 15+30=45 б
    3. Волокитина О.А. – 15+30=45 б
    4. Дружинина В.А. – 15+30=45 б
    5. Елисеева В.С. – 20+30=50 б
    6. Казьмина М.В. – 20+30=50 б
    7. Коновалова Е.А. – 0+30=30 б
    8. Криушина Т.С. – 30+30=60 б
    9. Крутова Е.А. – 20+30=50 б
    10. Осбанова П.Р. – 20+30=50 б
    11. Подземельникова П.Б. – 30+30=60 б
    12. Самышева А.А. – 20+30=50 б
    13. Селезнева Д.А. – 30+30=60 б
    14. Сидоренко С.Ю. – 25+30=55 б
    15. Хрипункова А.С. – 25+30=55 б

    Литература по темам, не рассмотренным в курсе

    1. Сказки А.С. Пушкина

    1. Медриш Д.Н. Путешествие в Лукоморье. Сказки Пушкина и народная культура. — Волгоград, 1992.
    2. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина: Книга для учителя. — М., 1989.
    3. Волков Р.М. Народные истоки творчества А.С. Пушкина. — М., 1985.
    4. Сурат И.З. Жанр стихотворной сказки в русской литературе 1830-х гг.: автореф. дис… канд. филол. наук. — М., 1985.
    5. Сапожков С.В. Жанровое своеобразие сказок А.С. Пушкина 1830-х гг. (проблема цикла): автореф. дис… канд. филол. наук. — М., 1988.

    2. Поэзия А.В. Кольцова

    1. Белинский В.Г. А.В. Кольцов. Люб. изд.
    2. А.В. Кольцов. Страницы жизни и творчества. К 185-летию со дня рождения. — Воронеж, 1984;
    3. А.В. Кольцов и русская литература. — М., 1988;
    4. А.В. Кольцов // Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. – М., 1994;
    5. Скатов Н.Н. Поэзия Алексея Кольцова. — Л., 1977;
    6.Скатов Н.Н. Кольцов. — М., 1983;
    7. Плоткин Л. А.В. Кольцов // Полн. собр. стихотворений. Люб. изд.

  • 23.06.2020.
    13.00.
    гр. ФЛ-РЛБ-21 Экзамен по ИРЛ.

    В течение получаса составить тезисный план ответа на экзаменационный вопрос (объём – до 1 стр.); сделать анализ предложенного художественного текста в соответствии с примерной схемой анализа произведений разных жанров, рассмотренной на лабораторных занятиях по ИРЛ. Тестовые задания предложены студентам, пропустившим определенные занятия. Ответы нужно разместить в документе формата *doc, назвать файл «Экзамен _ИРЛ_Фамилия студента, группа». Высылать на эл. адрес: elenamanaenkov@yandex.ru

    ФИО студента

    1. Аряхова М.М.
    2. Вахницкая А.Д.
    3. Вахонина А.В.
    4. Воронина Я.Е.
    5. Голишевская А.А.
    6. Горюнова А.Д.
    7. Гусева К.С.
    8. Жигалова Д.В.
    9. Зуева Е.Р.
    10. Казаченко П.О.
    11. Кириченко А.В.
    12. Кичкина Ю.В.
    13. Колчанова Ю.А.
    14. Корнюшкина М.Е.
    15. Левшанкова О.К.
    16. Майфет Е.А.
    17. Макеева Е.В.
    18. Максимова А.С.
    19. Матвеева А.Е.
    20. Мейстер Г.И.
    21. Москаленко Е.И.
    22. Парада С.Ю.
    23. Переверзева А.А.
    24. Погосян К.А.
    25. Пономарева Е.В.
    26. Попова Е.Ю.
    27. Ржавцева А.А.
    28. Рогожкина А.А.
    29. Семененко А.Н.
    30. Сиванова А.А.
    31. Тарасова Х.В.

    Экзаменационный вопрос (номер вопроса соответствует порядковому номеру студента)

    1. Сказки А.С. Пушкина. Целостный анализ сказки (по выбору).
    2. Сборник Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Целостный анализ повестей (1 по выбору).
    3. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Целостный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова (по выбору).
    4. Поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя…» и «Мцыри»: идейно-художественное и жанровое своеобразие
    5. Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: особенности жанра, система образов, идеи, композиция.
    6. Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов»: идейно-художественное своеобразие.
    7. Сборник Н.В. Гоголя «Миргород». Целостный анализ повестей (1 по выбору).
    8. сдала досрочно
    9. «Южные» поэмы А.С. Пушкина. Целостный анализ южной поэмы А.С. Пушкина (по выбору).
    10. Художественная структура романа «Евгений Онегин».
    11. Жизнь и творчество К.Ф. Рылеева. Целостный анализ стихотворения К.Ф. Рылеева (по выбору).
    12. Роман «Евгений Онегин» и отраженная в нем действительность.
    13. «Болдинские» поэмы А.С. Пушкина. Целостный анализ болдинской поэмы А.С. Пушкина (по выбору).
    14. Жизнь и творчество К.Н. Батюшкова. Целостный анализ стихотворения К.Н. Батюшкова (по выбору).
    15. Поэтика «Мертвых душ».
    16. сдала досрочно
    .17. Жизнь и творчество К.Ф. Рылеева. Целостный анализ стихотворения К.Ф. Рылеева (по выбору).
    18. –
    19. –
    20. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Целостный анализ повестей (1 по выбору).
    21. Общая характеристика русской литературы Х1Хв. (1пол.).
    22. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»: от замысла к воплощению.
    23. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Целостный анализ повестей (1 по выбору).
    24 Новелла А.С. Пушкина «Пиковая дама»: проблематика и поэтика.
    25. Поэмы А.С. Пушкина «Граф Нулин» и «Полтава»: идейно-художественное своеобразие.
    26. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Целостный анализ трагедии (1 по выбору).
    27. «История государства Российского» Н.М. Карамзина как явление русской культуры. Комментарий одной из глав книги.
    28. –
    29. Лирика А.С. Пушкина 1813-1820 годов и поэма «Руслан и Людмила». Целостный анализ стихотворения А.С. Пушкина этого периода (по выбору).
    30. Личность А.С. Грибоедова и комедия «Горе от ума». Целостный анализ комедии.
    31. Мировоззрение и личность П.Я. Чаадаева.

    Анализ художественного текста (номер текста соответствует порядковому номеру студента)

    1. И.А. Крылов. Лисица и Осел.
    2. А.С. Пушкин. Отцы пустынники и жены непорочны
    3. А.С. Пушкин. Погасло дневное светило.
    4.И.А. Крылов. Вельможа.
    5. А.С. Пушкин. Когда за городом задумчив я брожу.
    6. И.А. Крылов. Безбожники.
    7. М.Ю. Лермонтов Ангел.
    8. –
    9. В.А. Жуковский. Лесной царь.
    10. К.Н. Батюшков. Элизий.
    11. А.С. Пушкин. Из Пиндемонти («Не дорого ценю я громкие права»).
    12. А.С. Пушкин. Мирская власть.
    13. И.А. Крылов. Парнас.
    14. В.А. Жуковский. Невыразимое.
    15. М.Ю. Лермонтов. Когда волнуется желтеющая нива.
    16. –
    17. М.Ю. Лермонтов. Сон.
    18. –
    19. –
    20. М.Ю. Лермонтов. И скучно и грустно.
    21. К.Ф. Рылеев. К*** («Ты посетить, мой друг, желала»).
    22. А.С. Пушкин. Не дай мне бог сойти с ума.
    23. А.С. Пушкин. Вновь я посетил.
    24. Е.А. Баратынский. «Предрассудок! Он обломок»
    25. М.Ю. Лермонтов. Листок.
    26. М.Ю. Лермонтов. Дума.
    27. М.Ю. Лермонтов. Поэт («Отделкой золотой блистает мой кинжал»).
    28. –
    29. М.Ю. Лермонтов. Выхожу один я на дорогу.
    30. И.А. Крылов. Лисица и Осел.
    31. А.С. Пушкин. Воспоминание («Когда для смертного умолкнет шумный день»).

    Тестовое задание (номер теста соответствует порядковому номеру студента)

    1. –
    2. –
    3. Назовите центральный мотив лермонтовской лирики:
    а) изгнанничество;
    б) одиночество;
    в) покой;
    г) странничество.
    4. Кто из указанных писателей не являлся членом литературного общества «Арзамас»:
    а) К.Н. Батюшков;
    б) В.А. Жуковский;
    в) А.С. Пушкин;
    г) А.С. Шишков.
    5. Назовите автора статьи, в которой грибоедовская комедия оценивается с точки зрения просветительского реализма:
    а) В.И. Глухов;
    б) Б.О. Корман;
    в) Н.К. Пиксанов;
    в) С.А. Фомичев.
    6. –
    7. Расположите в соответствии с логикой романа «Герой нашего времени» входящие в него повести:
    а) «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери»; «Фаталист»;
    б) «Бэла», «Фаталист», «Тамань», «Максим Максимыч», «Княжна Мери»;
    в) «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч»;
    г) «Фаталист», «Княжна Мери», «Тамань», «Бэла», «Максим Максимыч».
    8. –
    9. Какая из перечисленных баллад В.А. Жуковского является оригинальной:
    а) «Ленора»;
    б) «Людмила»;
    в) «Лесной царь»;
    г) «Эолова арфа».
    10. Как известно, современный текст «Горя от ума» составлен на основе 4-х списков. Какой из этих списков на 9/10 написан рукою А.С. Грибоедова:
    а) 1825 года (первая публикация, частичная);
    б) 1833 года (первое издание);
    в) 1902 года (музейный автограф);
    г) 1912 года (жандровская рукопись).
    11. Назовите главный троп поэтической басни И.А. Крылова:
    а) аллегория;
    б) ирония;
    в) олицетворение;
    г) перифраз.
    12. Из скольких полных глав состоит стихотворный роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
    а) 7;
    б) 8;
    в) 9;
    г) 10.
    13. –
    14. Кто из ученых назвал К.Н. Батюшкова «преромантиком»:
    а) В.А. Кошелев;
    б) И.М. Семенко;
    в) Б.В. Томашевский;
    г) Н.В. Фридман.
    15. –
    16. –
    17. Понятие, обозначающее, как одно из важных свойств худ. литературы, её способность в живых картинках, конкретных человеческих судьбах и характерах передавать облик той или иной эпохи. Применяется в двух смыслах: 1. В широком смысле присущ всем истинно худ. произведениям («Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни»). 2. Понятие, сложившееся в литературе 19 в. для обозначения нового подхода к изображению прошлого, когда писатель хочет понять и показать своеобразие более или менее отдаленной эпохи, особенности характеров и поступков людей («Борис Годунов» А.С. Пушкина). Это – …
    18. –
    19. –
    20. –
    21. –
    22. –
    23. Какие повести составляют сборник Н.В. Гоголя «Миргород»:
    а) «Вий», «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики»;
    б) «Майская ночь», «Вечер накануне Ивана Купала», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка».
    в) «Портрет», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Нос»;
    г) «Ночь перед Рождеством», «Шинель», «Коляска», «Рим».
    24. Расположите «Повести Белкина» Пушкина в соответствии с авторским замыслом (расположением в цикле):
    а) «Гробовщик»;
    б) «Метель»;
    в) «Выстрел»;
    г) «Барышня крестьянка»
    д) «Станционный смотритель».
    25. –
    26. –
    27. Определите время работы Н.М. Карамзина над «Историей государства Российского»:
    а) 1766-1826;
    б) 1789-1826;
    в) 1803-1826;
    г) 1818-1826.
    28. –
    29. –
    30. –
    31. В какой лирический цикл входит стихотворение 1836 года «Отцы-пустынники и жены непорочны»:
    а) Кавказский;
    б) Каменноостровский;
    в) Подражания Корану;
    г) Песни западных славян.

  • 25.06.2020.
    13.00.
    гр. ФЛ-РЛБ-23 Экзамен по ИРЛ.

    В течение получаса составить тезисный план ответа на экзаменационный вопрос (объём – до 1 стр.); сделать анализ предложенного художественного текста в соответствии с примерной схемой анализа произведений разных жанров, рассмотренной на лабораторных занятиях по ИРЛ. Тестовые задания предложены студентам, пропустившим определенные занятия. Ответы нужно разместить в документе формата *doc, назвать файл «Экзамен _ИРЛ_Фамилия студента, группа». Высылать на эл. адрес: elenamanaenkov@yandex.ru

    ФИО студента

    1. Аннаева Марал
    2. Бургард Д.А.
    3. Волокитина О.А.
    4. Дружинина В.А.
    5. Елисеева В.С.
    6. Казьмина М.В. .
    7. Коновалова Е.А.
    8. Криушина Т.С.
    9. Крутова Е.А.
    10. Осбанова П.Р.
    11. Подземельникова П.Б.
    12. Самышева А.А.
    13. Селезнева Д.А.
    14. Сидоренко С.Ю.
    15. Хрипункова А.С.

    Экзаменационный вопрос (номер вопроса соответствует порядковому номеру студента).

    1. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Целостный анализ трагедии (1 по выбору).
    2. Сборник Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Целостный анализ повестей (1 по выбору).
    3. Художественная структура романа «Евгений Онегин».
    4. Мировоззрение и личность П.Я. Чаадаева.
    5. Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов»: идейно-художественное своеобразие.
    6. Роман «Евгений Онегин» и отраженная в нем действительность.
    7. «Болдинские» поэмы А.С. Пушкина. Целостный анализ болдинской поэмы А.С. Пушкина (по выбору).
    8. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Целостный анализ повестей (1 по выбору).
    9. Лирика А.С. Пушкина 1820-1826 годов. Целостный анализ стихотворения А.С. Пушкина этого периода (по выбору).
    10. Лирика А.С. Пушкина 1827-1836 годов. Целостный анализ стихотворения А.С. Пушкина этого периода (по выбору).
    11. Поэзия Е.А. Баратынского. Целостный анализ стихотворения Е.А. Баратынского (по выбору).
    12. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Целостный анализ повестей (1 по выбору).
    13. Поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя…» и «Мцыри»: идейно-художественное и жанровое своеобразие
    14. Драма М.Ю. Лермонтова «Маскарад»: проблематика и поэтика.
    15. Поэмы А.С. Пушкина «Граф Нулин» и «Полтава»: идейно-художественное своеобразие.

    Анализ художественного текста (номер текста соответствует порядковому номеру студента)

    1. А.С. Пушкин. Элегия («Безумных лет угасшее веселье).
    2. И.А. Крылов. Лисица и Осел.
    3. И.А. Крылов. Парнас.
    4. А.С. Пушкин. Воспоминание («Когда для смертного умолкнет шумный день»).
    5. И.А. Крылов. Вельможа.
    6. М.Ю. Лермонтов Ангел.
    7. А.С. Пушкин. Погасло дневное светило.
    8. И.А. Крылов. Безбожники.
    9. М.Ю. Лермонтов. Когда волнуется желтеющая нива.
    10. И.А. Крылов. Кукушка и Орел.
    11. М.Ю. Лермонтов. Дума.
    12. В.А. Жуковский. Невыразимое.
    13. А.С. Пушкин. Когда за городом задумчив я брожу.
    14. К.Н. Батюшков. Элизий.
    15. Е.А. Баратынский. «Все мысль да мысль! Художник бедный слова».

    Тестовое задание (номер теста соответствует порядковому номеру студента).

    1. Какой из перечисленных эстетических принципов романтизма является основополагающим:
    а) байронизм;
    б) дуализм;
    в) максимализм;
    г) руссоизм.
    2. Расположите поэмы А.С. Пушкина в хронологическом порядке:
    а) «Медный всадник»;
    б) «Руслан и Людмила»;
    в) «Полтава»;
    г) «Бахчисарайский фонтан».
    3. Из какого пушкинского стихотворения строки: «Поэт! Не дорожи любовию народной»:
    а) «Пророк», 1826 г.;
    б) «Поэт и толпа», 1828 г.;
    в) «Поэту», 1830 г.;
    г) «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», 1836 г.
    4. Какому персонажу грибоедовской комедии принадлежит реплика, ставшая крылатой: «подписано, так с плеч долой»:
    а) Молчалину;
    б) Скалозубу;
    в) Фамусову;
    г) Чацкому.
    5. Как зовут главного героя повести «Метель»:
    а) Сильвио;
    б) Бурмин;
    в) Адриан Прохоров;
    г) Самсон Вырин.
    6. В какой главе «Евгения Онегина» происходит развязка основной сюжетной линии:
    а) 5-й;
    б) 6-й;
    в) 7-й;
    г) 8-й.
    7. В какой лирический цикл входит стихотворение «На холмах Грузии»:
    а) Песни западных славян;.
    б) Каменноостровский;
    в) Подражания Корану;
    г) Кавказский.
    8. С каким историческим персонажем сравнивается герой повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» Германн:
    а) с Барклаем-де-Толли;
    б) с Кутузовым;
    в) с Наполеоном;
    г) с Петром I.
    9. –
    10. Назовите главный троп поэтической басни И.А. Крылова:
    а) аллегория;
    б) ирония;
    в) олицетворение;
    г) перифраз.
    11. –
    12. –
    13. –
    14. –
    15. –