1 курс (заочное) История русской литературы (практикум) (Рябцева Н.Е.) (7 записей)

  • 1 курс (заочное) История русской литературы (практикум) (Рябцева Н.Е.)

  • 09.06.2020г. (для группы ФЛ-РЛБZ-11), 11.06.2020г. (для группы ФЛ-РЛБZ-12)
    Семинарское занятие №1

    Тема: «Эволюция политической трагедии русского классицизма»

    Задания:
    1. Прочитать трагедии А.П. Сумарокова «Дмитрий Самозванец», Н.П. Николева «Сорена и Замир», Ю.Б. Княжнина «Вадим Новгородский»).
    2. Из каждой трагедии выписать цитаты, характеризующие образ правителя (Дмитрия, Мстислава, Рюрика) в двух сферах — индивидуально-личностной (как человека) и государственной, политической (как правителя).
    3. Ответить на вопрос: как реализуется принцип «трех единств» в трагедии классицизма (на материале одной из трагедий — по выбору).
    Литература
    Основная
    1. Смолина К.А. Русская трагедия. ХVIII век. Эволюция жанра. М., 2001.
    2. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе: Эпоха классицизма. Л., 1981. С. 68-72, 95-110.
    3. История русской драматургии: ХVII – первая половина ХIХ века. Л., 1982. С. 77-81, 96-103.
    4. Кулакова Л.И. Я.Б. Княжнин. М., 1961.
    5. Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973. Гл. VI.
    6. Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия ХVII – ХVIII веков. М., 1988. С. 112-142, 185-223.
    7. Гурвич И.А. О развитии художественного мышления в русской литературе: конец ХVIII – первая половина ХIХ века. Ташкент, 1987. Гл.1.
    8. Витковская Л.В. «Сорена и Замир» Н.П. Николева: К истории жанра русской классицистической трагедии // Проблемы изучения русской литературы ХVIII в.: Метод и жанр. Л., 1985. С. 92-193.
    Дополнительная
    1. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца ХVIII века. М., 1977. С. 205-210.
    2. Берков П.Н. А.П. Сумароков // Русские драматурги ХVIII-ХIХ вв. М.; Л., 1959. Т.1. С. 92-107.
    3. Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия ХVII-ХVIII вв. М., 1988. С. 112-142.
    4. Вишневская И. Аплодисменты в прошлое: А.П. Сумароков и его трагедии. М., 1996. С. 173-206.
    5. Всеволодский-Генгросс В.Н. История русского драматического театра. М., 1977. Т.1. С. 256-264.
    6. Моисеева Г.Н. Древнерусская литература в художественном сознании и исторической мысли России ХVIII века. Л., 1980. С. 171-182.
    7. Макшанцев Н.Б. «Ричард III» Шекспира и «Дмитрий Самозванец» А.П. Сумарокова (к проблеме влияния) // Опыт. 1990.
    Материалы для занятия:
    1. Западов В. А. Русская литература X V III века, 1700—1775: Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов /Сост. В. А. Западов.— М.: Просвещение, 1979. http://www.bookposter.ru/info/imwerden/russian-literature470.html#.XnDiJ6gzaUk
    2. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе: Эпоха классицизма. — Л., 1981. С. 68-72, 95-110.https://docplayer.ru/73258067-Zhanr-tragedii-v-russkoy-literature.html
    3. Макаренко Е.К. Роль шекспировского театра в формировании русской исторической трагедии // Вестник ТГПУ. 2014. №7. https://cyberleninka.ru/article/n/rol-shekspirovskogo-teatra-v-formirovanii-russkoy-istoricheskoy-tragedii/viewer
    4. Монографии и статьи по русской литературе ХVIII века// Отдел русской литературы ХVIII века. Институт Русской Литературы (РАН) http://xviii.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=11311

    Староста группы должен создать папку на гугл-диске, в которую студентам необходимо выложить выполненные задания в срок, установленный учебным расписанием. Задания нужно разместить в документе формата *doc, назвать файл «Практическое задание №1 _ИРЛZ_Фамилия студента». Староста публикует эту ссылку в сообщении в этом топике.

  • 10.06.2020г. (для группы ФЛ-РЛБZ-11), 15.06.2020г. (для группы ФЛ-РЛБZ-12)

    Семинарское занятие №2

    Тема: «Целостный анализ «Оды на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М.В. Ломоносова»

    Задания (1 и 2 задания выполняются по выбору, 3 задание — обязательное):
    1. Определить основные темы оды М.В. Ломоносова. Ответить на вопрос: в чем заключается просветительский характер проблематики произведения?
    2. Выписать и проанализировать художественные приемы создания образов Елизаветы Петровны и Петра Великого.
    3. Составить письменный анализ системы тропов и словесно-стилистических средств оды:
    — выявить художественные особенности развернутых сравнений; особенности эпитетики; роль метонимии, антономасии, гиперболы в создании поэтического образа;
    — выписать примеры метафорического стиля оды;
    — проанализировать библеизмы в системе тропов и словесно-стилистических средств оды.
    Литература
    Основная
    1. Западов А.В. Поэты ХVIII века: М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин: Литературные очерки. М., 1979.
    2. Лотман Ю.М. Ломоносов и некоторые вопросы своеобразия русской культуры 18 в. // Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб: Искусство – СПб, 2002. С. 368-370.
    3. Морозов А.А. М.В. Ломоносов. Путь к зрелости. 1711-1741. М.; Л., 1962. С. 362-378.
    4. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986. С. 20-47.
    5. Пумпянский Л.В. К истории русского классицизма: Поэтика Ломоносова // Контекст – 1982: Литературно-теоретические исследования. М., 1983. С. 303-335.
    6. Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. Л., 1965.
    7. Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973. Гл. II.
    8. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 19777. С. 227-252.
    Дополнительная
    1. Литературное творчество М.В. Ломоносова: Исследования и материалы. М.; Л., 1962.
    2. Ломоносов и русская литература: Сб. статей / Под ред. А.С. Курилова. М., 1987: Моисеева Г.Н. Поэтическое творчество М.В. Ломоносова. С. 5-31; Сазонова Л.И. От русского панегирика ХVII века к оде М.В. Ломоносова. С. 103-125; Былинин В.К. «Витиеватый слог» в поэзии Ломоносова и древнерусской поэзии. С. 155-174; Панов С.И., Ранчин А.М. Торжественная ода и похвальное слово Ломоносова: Общее и особенное в поэтике. С. 175-189.
    3. Пумпянский Л.В. К истории русского классицизма (Поэтика Ломоносова). // Пумпянский Л.В. Классическая традиция. М.: Языки русской культуры, 2000. С.56-95 или в сб.: Контекст – 1982. М.: Наука, 1983. С. 303-335.
    4. Пирухалава Г.А. Поэтическая фразеология одического стиля М.В. Ломоносова. Тбилиси, 1983.
    5. Русская литература ХVIII века: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Федорова. М., 1997. С. 81-84, 166-175.
    Материалы для занятия:
    1. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977. — С. 227-252. http://philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/poet2.htm
    2. Серман И. З. Поэтический стиль Ломоносова (Глава III. Русская ода) http://lomonosov.niv.ru/lomonosov/kritika/serman-poeticheskij-stil/russkaya-oda.htm
    3.Монографии и статьи по русской литературе ХVIII века// Отдел русской литературы ХVIII века. Институт Русской Литературы (РАН) http://xviii.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=11311

    Староста группы должен создать папку на гугл-диске, в которую студентам необходимо выложить выполненные задания в срок, установленный учебным расписанием. Задания нужно разместить в документе формата *doc, назвать файл «Практическое задание №2 _ИРЛZ_Фамилия студента». Староста публикует эту ссылку в сообщении в этом топике.

  • 11.06.2020г. (для группы ФЛ-РЛБZ-11), 16.06.2020г. (для группы ФЛ-РЛБZ-12)

    Семинарское занятие №3

    Тема: Целостный анализ оды Г.Р. Державина «Фелица»

    План:
    1. Определить жанровое своеобразие «Фелицы» Г.Р. Державина . Аргументированно ответить на вопрос: можно ли считать оду образцом классицистической оды?
    2. Дать развернутую характеристику многопланового образа Фелицы:
    — найти художественные средства создания образа (сравнить с образом Елизаветы в оде Ломоносова);
    — привести примеры травестирования образа Фелицы и объяснить их художественную функцию.
    3. Какое место занимает автор в образной системе оды?
    4. Какова художественная природа «забавного русского слога» в оде Державина. Привести примеры.

    Литература

    Основная
    1. Гуковский Г.А. Ранние работы по истории русской поэзии 18 в. М.: Языки русской культуры, 2001. С.196-199.
    2. Западов А.В. Мастерство Державина. М., 1985.
    3.Западов А.В. Поэты ХVIII века: М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин: Литературные очерки. М., 1979. С. 190-199.
    4. Кондрашов С.Н. О мастерстве Державина-одописца: субъектно-объектная организация одического текста // Старинные мастера русского слова. М., Самара, 1993. С. 109-124.
    5. Кондрашов С.Н. Ода «Изображение Фелицы» — шедевр державинского классицизма // Развитие жанров русской лирики конца ХVIII-ХIХ веков. Куйбышев, 1990. С. 41-52.
    6. Макогоненко Г.П. Пути развития русской поэзии ХVIII века // Поэты ХVIII века. Л., 1972. Т.1. С. 43-47.
    7. Пумпянский Л.В. К истории русского классицизма. // Пумпянский Л.В. Классическая традиция. М., 2000. С. 104-108, 122-134.
    8. Серман И.З. Державин. Л., 1967.
    9. Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973. С. 80-84, 94-96.
    Дополнительная
    1. Аверинцев С.С. Поэзия Державина. // Аверинцев С.С. Поэты. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. С.121-135.
    2. Белинский В.Г. Сочинения Державина // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т.6. М., 1955 (или любое другое издание).
    3. Благой Д.Д. Державин. М., 1944 (или любое другое издание).
    4.Гаврила Державин. Нортфилд, Вермонт, 1995: статьи Е.Г. Эткинда «Духовная дилогия (Оды «Бог» и «Христос»)», А.Л. Крон. «’Евгению. Жизнь Званская’» как метафизическое стихотворение», А. Левицкого. «Оды ‘Бог’ – у Хераскова и Державина», Вяч.Вс. Иванова. «Современность поэтики Державина».
    5. Москвичева Г.В. Жанры русского классицизма: Из лекции по спецкурсу. Горький, 1974. Ч.2. С. 81-86.
    6. Портнова Н.А. «На смерть князя Мещерского» Державина. // Анализ одного стихотворения. Л., 1985. С.77-90.
    7. Ходасевич В.Ф. Державин. М., 1988.

    Материалы к занятию:
    1. Образ Екатерины II в живописи https://turambar.ru/ekateriny-vek-zlatoj.html
    2. Гавриил Державин. Ода «Бог». Фильм из цикла «Библейский сюжет» (канал «Культура») https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=-ym4Bg0TYMw&feature=emb_logo
    3. Монографии и статьи по русской литературе ХVIII века// Отдел русской литературы ХVIII века. Институт Русской
    Литературы (РАН) http://xviii.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=11311

    Староста группы должен создать папку на гугл-диске, в которую студентам необходимо выложить свои материалы в
    срок, установленный учебным расписанием . Задания нужно разместить в документе формата *doc, назвать файл «Практическое задание №3 _ИРЛZ_Фамилия студента». Староста публикует эту ссылку в сообщении в этом топике.

  • 15.06.2020г. (для группы ФЛ-РЛБZ-11), 17.06.2020г. (для группы ФЛ-РЛБZ-12)

    Семинарское занятие №4

    Тема: Художественный метод комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

    План:
    1. Изучите основные научные концепции «просветительского реализма» в русской литературе ХVIII- начала ХIХ века (см. материалы к занятию и прикрепленный файл). Определите значимые художественные принципы просветительского реализма в русской литературе. Какие из указанных художественных принципов реализуются в комедии Фонвизина «Недоросль»?
    2. Выпишите из текста пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» примеры, характеризующие речь Простаковой, Скотинина, Софьи, Правдина, Тришки. Объясните причины неоднородности речи персонажей из дворянской среды. Проследите, как меняется речь Простаковой в зависимости от ситуации и собеседника. Сделайте вывод о функциях речевой характеристики героев пьесы.
    3. Что нового вносит Фонвизин в поэтику комического?
    4*. Подготовьте сообщения на темы: «Сценическая история комедии Фонвизина «Недоросль»
    5*. Подготовить материал для дискуссии «Проблема воспитания в русской литературе 18 века (А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин)».
    __________
    * Задания 4 и 5 выполняются по желанию. Рекомендуется выполнять данные задания в микрогруппах (4-5 человек) в форме презентации.

    Литература

    Основная
    1. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца ХVIII века. М., 1977.
    2. Берков П.Н. История русской комедии ХVIII века. Л., 1977. С. 352-361.
    3. Глухов В.И. Становление реализма в русской литературе ХVIII – начала ХIХ века. Волгоград, 1976. С. 74-104.
    4. Западов В.А. Проблемы изучения и преподавания русской литературы ХVIII века. Статья 2: Ранний русский реализм// Проблемы изучения русской литературы ХVIII века. Л., 1978. С. 69-100.
    5. Ключевский В.О. «Недоросль» Фонвизина: опыт исторического объяснения учебной пьесы // Ключевский В.О. Сочинения: В 8 т. М., 1959. Т.8. С. 263-287.
    6. История русской драматургии. ХVIII – первая половина ХIХ века. Л., 1982. С. 140-146, 157-160.
    7. Лебедева О.Б. Русская высокая комедия 18 века: генезис и поэтика жанра. Томск, 1996. С. 17-25, 184-225, 324 – 333.
    8. Фохт Т.П. Фольклоризм комедии В.В. Капниста «Ябеда» // Русская литература и фольклорная традиция. Волгоград, 1983. С. 36-47.
    9. Рассадин С.Б. «Сатиры смелый властелин». М., 1985.
    10. Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973. Гл. ХI.

    Дополнительная
    1. Берков П.Н. История русской комедии ХVIII века. Л., 1977. С. 212-241.
    2. Берков П.Н. Василий Васильевич Капнист. М.; Л., 1950.
    3. Исаакович И.В. «Бригадир» и «Недоросль» Д.И. Фонвизина. Л., 1979.
    4. Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин: Биография писателя. М., Л, 1966. С. 89-110.
    5. Лебедева О.Б. Поэтика комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Томск, 1996.
    6. Макогоненко Г.П. Денис Иванович Фонвизин: Творческий путь. М.; Л., 1961. С. 224-261.
    7. Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. М., 1954.
    8. Пумпянский Л.В. Классическая традиция. М.: Языки русской культуры, 2000. С.134-146.
    9. Степанов В.П. Полемика вокруг Д.И. Фонвизина в период создания «Недоросля» // ХVIII век. Сб. 15. Л., 1986. С. 204-228.

    Материалы к занятию:

    1. Пашкурков А.Н. Система просветительского реализма как научная проблема https://kpfu.ru/portal/docs/F1247581899/158_1_gum_14.pdf
    2. Монографии и статьи по русской литературе ХVIII века// Отдел русской литературы ХVIII века. Институт Русской Литературы (РАН) http://xviii.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=11311
    3. Недоросль Д.И. Фонвизин Малый театр https://www.youtube.com/watch?v=YEzBqgKmbDM

    Староста группы должен создать папку на гугл-диске, в которую студентам необходимо выложить свои материалы в срок, установленный учебным расписанием . Задания нужно разместить в документе формата *doc, назвать файл «Практическое задание №4 _ИРЛZ_Фамилия студента». Староста публикует эту ссылку в сообщении в этом топике.

  • 18.06.2020г. (для группы ФЛ-РЛБZ-11), 20.06.2020г. (для группы ФЛ-РЛБZ-11)

    Задания для зачета:

    Прочитать повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Ответить на вопросы и выполнить задания по повести:

    1. В чем заключается своеобразие конфликта в произведении?
    2. Как проявляется мастерство Кармазина-психолога в повести? Какие художественные приемы и способы изображения внутреннего мира героев использует автор (доказать примерами)? Какова художественная роль пейзажа в произведении?
    3.Составьте библиографию произведений русской литературы, авторы которых испытали на себе влияние «Бедной Лизы» Карамзина.

    Литература:
    Основная:
    1. Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1971. С. 209-250. http://lomonosov.niv.ru/lomonosov/kritika/orlov-literatura-xviii/sentimentalizm.htm
    2. Пумпянский Л.В. Сентиментализм// История русской литературы: В 10 т. М.-Л., 1947. Т.4. С. 430-445..
    3. Глухов В.И. Первые повести Карамзина и просветительская традиция // Язык и стиль: Метод, жанр, поэтика. Волгоград, 1977.
    4. Лотман Ю.М. Черты реальной политики в позиции Карамзина 1790-х годов: к генезису исторической концепции Карамзина // Проблемы историзма в русской литературе. Конец ХVIII – начало ХIХ века (ХVIII век. Сб. 13). Л.. 1981. С. 102-131. http://lib.pushkinskijdom.ru/Portals/3/PDF/XVIII/13_tom_XVIII/Lotman_102/Lotman_102.pdf
    5. Лотман Ю.М. Руссо и русская культура 18 — начала 19 века. // Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб, 2002. С. 383 – 388, 430 — 445.https://uchebnikfree.com/kultura/russo-russkaya-kultura-xviii-nachala-xix-31388.html
    6. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1987.https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/lotm_karam/07.php
    7. Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма (эстетические и художественные искания) СПБ, 1994 http://xviii.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=_CgHKqdimXw%3D&tabid=11311
    Дополнительная:
    1. Алпатова Т.А. Повествователь – герой – читатель на страницах повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». // Литература в школе. 2002. №7. С 3-6.
    2. Зорин А.Л., Немзер А.С. Парадоксы чувствительности: Карамзин «Бедная Лиза». // Столетия не сотрут…: Русские классики и их читатели. М., 1989. С.8-20.https://lit.wikireading.ru/11331
    3. Казарин В.П. Художественная символика повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» // Вопросы русской литературы. Вып. 2 (44). Львов, 1984. С. 65-71.
    4. Ковалевская Е.Г. Анализ текста повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» // Языки русских писателей ХVIII века. Л., 1981. С. 176-193.
    5. Лотман Ю.М. Об одном читательском восприятии «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина (К структуре массового сознания ХVIII века)// ХVIII век. Сб.7. М.; Л., 1966. С. 280-285.http://lib.pushkinskijdom.ru/Portals/3/PDF/XVIII/07_tom_XVIII/Lotman/Lotman.pdf
    6. Орлов П.А. Русская сентиментальная повесть // Русская сентиментальная повесть. М., 1979. С. 5-32.
    7. Пурыскина Н.Г. Слово и жест в сентиментальной повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина // Проблемы изучения русской литературы ХVIII века: Метод и жанр. Л., 1985. С. 111-117
    8. Розова З.Г. «Новая Элоиза» Руссо и «Бедная Лиза» Карамзина // ХVIII век. Сб.8. Л., 1969. С.259-268.
    9. Топоров В.Н. О «Бедной Лизе» Карамзина: К 200-летию со дня выхода в свет// Славяноведение. 1992. №5. С. 3-35. Или: Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995. С. 80-151.
    10. Фохт Т.П. Литературная и фольклорная традиции в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» // Фольклорная традиция в русской литературе. Волгоград, 1986. С. 3- 11. http://lib.pushkinskijdom.ru/Portals/3/PDF/XVIII/21_tom_XVIII/Buharkin/Buharkin.pdf
    11. Кудреватых А.Н. Эволюция психологизма в прозе Н.М. Карамзина: учебное пособие для студентов Института филологии, культурологи и межкультурной коммуникации /Кудреватых А.Н.; ФГБОУ «УрГПУ». – Екатеринбург, 2015. – 164 с. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/5917/1/uch00146.pdf

  • Уважаемые студенты 1 курса (ОЗО)! С 22.06 (понедельник) я ухожу в отпуск, поэтому просьба сдать все задания в те сроки, которые указаны в вашем расписании. В понедельник я сдам ведомости в деканат.