1 курс (очное) История русской литературы (практикум) (Рябцева Н.Е.) (11 записей)

  • История русской литературы (практикум) (Рябцева Н.Е.)

  • 18 марта 2020 года Семинарское занятие №1. Тема: «Реформа русского стихосложения» (для группы ФЛ-РЛБ-12)

    Задания:

    1. Изучить трактат В.К. Тредиаковского «Письма о правилах Российского стихотворства» и трактат М.В. Ломоносова «Письмо о правилах Российского стихотворства»

    2. Сделать анализ версификации «Эпистолы от Российския поэзии к Аполлину» В.К. Тредиаковского (первые 10 строк), «Оды… 1747 года» М.В. Ломоносова (строфы 1,2,4) по следующей схеме: разбить слова на слоги, определить их количество в каждой строке, порядок ударных и безударных слогов, оценить регулярность ударения, наличие-отсутствие стоп, рифму.

    Литература

    Основная

    1. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М., 1984. Гл. 1. параграфы 9 – 12.
    2. Западов В.А. Русский стих ХVIII – начала ХIХ века. Ритмика: Лекция. Л., 1974. С. 11-24.
    3. Федотов О.И. Основы русского стихосложения: Метрика и ритмика. М., 1997. Ч.II. Гл. 3-4.
    4. Холшевников В.Е.Стихотворение и поэзия. Л., 1991. С. 134-140.
    5. Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. Л., 1972.
    Дополнительная

    1. Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. М.; Л., 1966.
    2. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение: Курс лекций. Л., 1959. С. 306-337.
    3. Гончаров Б.П. Стиховедческие взгляды Тредиаковского и Ломоносова. Реформа русского стихосложения // Возникновение русской науки о литературе. М., 1975. С. 73-91.
    4. Илюшин А.А. Русское стихосложение. М., 1988.
    5. Калачева С.В. Эволюция русского стиха. М., 1986.
    6. Клейн Й. Реформа стиха Тредиаковского в культурно-историческом контексте// ХVIII век. Сб. 19. СПб., 1995. С. 15-42.
    7. Курилов А.С. Литературоведение в России ХVIII века. М., 1981.
    8. Смирнов А.А. Литературная теория русского классицизма. М., 1981.

    Материалы для занятия:
    1. Труды М.Л. Гаспарова https://vk.com/wall-2672569_2346
    2. Онуфриев В.В. Справочник по стихосложению. http://mbousosh7.ucoz.com/jarchinskaya_nv/EGE_lit/spravochnik_po_stikhoslozheniju.pdf
    3. Западов В. А. Русская литература X V III века, 1700—1775: Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов /Сост. В. А. Западов.— М.: Просвещение, 1979. http://www.bookposter.ru/info/imwerden/russian-literature470.html#.XnDiJ6gzaUk
    4. Хрестоматия по русской литературе ХVIII века / Сост. А.В. Кокорев. https://archive.org/details/B-001-002-301/mode/2up

    Староста группы должен создать папку на гугл-диске, в которую студентам необходимо выложить выполненные задания в срок до 20.03.2020г. Задания нужно разместить в документе формата *doc, назвать файл «Практическое задание №1 _ИРЛ_Фамилия студента». Староста публикует эту ссылку в сообщении в этом топике.

  • 20.03.2020г. Семинарское занятие №2. Тема: «Эволюция политической трагедии русского классицизма» (для группы ФЛ-РЛБ-14)
    01.04.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-12)

    Задания:
    1. Прочитать трагедии А.П. Сумарокова «Дмитрий Самозванец», Н.П. Николева «Сорена и Замир», Ю.Б. Княжнина «Вадим Новгородский»).
    2. Из каждой трагедии выписать цитаты, характеризующие образ правителя (Дмитрия, Мстислава, Рюрика) в двух сферах — индивидуально-личностной (как человека) и государственной, политической (как правителя).
    3. Ответить на вопрос: как реализуется принцип «трех единств» в трагедии классицизма (на материале одной из трагедий — по выбору).

    Литература

    Основная
    1. Смолина К.А. Русская трагедия. ХVIII век. Эволюция жанра. М., 2001.
    2. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе: Эпоха классицизма. Л., 1981. С. 68-72, 95-110.
    3. История русской драматургии: ХVII – первая половина ХIХ века. Л., 1982. С. 77-81, 96-103.
    4. Кулакова Л.И. Я.Б. Княжнин. М., 1961.
    5. Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973. Гл. VI.
    6. Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия ХVII – ХVIII веков. М., 1988. С. 112-142, 185-223.
    7. Гурвич И.А. О развитии художественного мышления в русской литературе: конец ХVIII – первая половина ХIХ века. Ташкент, 1987. Гл.1.
    8. Витковская Л.В. «Сорена и Замир» Н.П. Николева: К истории жанра русской классицистической трагедии // Проблемы изучения русской литературы ХVIII в.: Метод и жанр. Л., 1985. С. 92-193.

    Дополнительная
    1. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца ХVIII века. М., 1977. С. 205-210.
    2. Берков П.Н. А.П. Сумароков // Русские драматурги ХVIII-ХIХ вв. М.; Л., 1959. Т.1. С. 92-107.
    3. Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия ХVII-ХVIII вв. М., 1988. С. 112-142.
    4. Вишневская И. Аплодисменты в прошлое: А.П. Сумароков и его трагедии. М., 1996. С. 173-206.
    5. Всеволодский-Генгросс В.Н. История русского драматического театра. М., 1977. Т.1. С. 256-264.
    6. Моисеева Г.Н. Древнерусская литература в художественном сознании и исторической мысли России ХVIII века. Л., 1980. С. 171-182.
    7. Макшанцев Н.Б. «Ричард III» Шекспира и «Дмитрий Самозванец» А.П. Сумарокова (к проблеме влияния) // Опыт. 1990.

    Материалы для занятия:

    1. Западов В. А. Русская литература X V III века, 1700—1775: Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов /Сост. В. А. Западов.— М.: Просвещение, 1979. http://www.bookposter.ru/info/imwerden/russian-literature470.html#.XnDiJ6gzaUk
    2. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе: Эпоха классицизма. — Л., 1981. С. 68-72, 95-110.https://docplayer.ru/73258067-Zhanr-tragedii-v-russkoy-literature.html
    3. Макаренко Е.К. Роль шекспировского театра в формировании русской исторической трагедии // Вестник ТГПУ. 2014. №7. https://cyberleninka.ru/article/n/rol-shekspirovskogo-teatra-v-formirovanii-russkoy-istoricheskoy-tragedii/viewer
    4. Монографии и статьи по русской литературе ХVIII века// Отдел русской литературы ХVIII века. Институт Русской Литературы (РАН) http://xviii.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=11311

    Староста группы должен создать папку на гугл-диске, в которую студентам необходимо выложить выполненные задания в срок до 20.03.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-14), до 01.04. 2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-12). Задания нужно разместить в документе формата *doc, назвать файл «Практическое задание №2 _ИРЛ_Фамилия студента». Староста публикует эту ссылку в сообщении в этом топике.

  • 24.03.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-11)
    25.03.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-13)
    15.05.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-14)
    29.04.2020 г. (для группы ФЛ-РЛБ-12)

    Семинарское занятие №3. Тема: «Целостный анализ «Оды на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М.В. Ломоносова»
    Задания (1 и 2 задания выполняются по выбору, 3 задание — обязательное):

    1. Определить основные темы оды М.В. Ломоносова. Ответить на вопрос: в чем заключается просветительский характер проблематики произведения?
    2. Выписать и проанализировать художественные приемы создания образов Елизаветы Петровны и Петра Великого.
    3. Составить письменный анализ системы тропов и словесно-стилистических средств оды:
    — выявить художественные особенности развернутых сравнений; особенности эпитетики; роль метонимии, антономасии, гиперболы в создании поэтического образа;
    — выписать примеры метафорического стиля оды;
    — проанализировать библеизмы в системе тропов и словесно-стилистических средств оды.

    Литература

    Основная

    1. Западов А.В. Поэты ХVIII века: М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин: Литературные очерки. М., 1979.
    2. Лотман Ю.М. Ломоносов и некоторые вопросы своеобразия русской культуры 18 в. // Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб: Искусство – СПб, 2002. С. 368-370.
    3. Морозов А.А. М.В. Ломоносов. Путь к зрелости. 1711-1741. М.; Л., 1962. С. 362-378.
    4. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986. С. 20-47.
    5. Пумпянский Л.В. К истории русского классицизма: Поэтика Ломоносова // Контекст – 1982: Литературно-теоретические исследования. М., 1983. С. 303-335.
    6. Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. Л., 1965.
    7. Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973. Гл. II.
    8. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 19777. С. 227-252.

    Дополнительная
    1. Литературное творчество М.В. Ломоносова: Исследования и материалы. М.; Л., 1962.
    2. Ломоносов и русская литература: Сб. статей / Под ред. А.С. Курилова. М., 1987: Моисеева Г.Н. Поэтическое творчество М.В. Ломоносова. С. 5-31; Сазонова Л.И. От русского панегирика ХVII века к оде М.В. Ломоносова. С. 103-125; Былинин В.К. «Витиеватый слог» в поэзии Ломоносова и древнерусской поэзии. С. 155-174; Панов С.И., Ранчин А.М. Торжественная ода и похвальное слово Ломоносова: Общее и особенное в поэтике. С. 175-189.
    3. Пумпянский Л.В. К истории русского классицизма (Поэтика Ломоносова). // Пумпянский Л.В. Классическая традиция. М.: Языки русской культуры, 2000. С.56-95 или в сб.: Контекст – 1982. М.: Наука, 1983. С. 303-335.
    4. Пирухалава Г.А. Поэтическая фразеология одического стиля М.В. Ломоносова. Тбилиси, 1983.
    5. Русская литература ХVIII века: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Федорова. М., 1997. С. 81-84, 166-175.

    Материалы для занятия:
    1. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977. — С. 227-252. http://philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/poet2.htm

    2. Серман И. З. Поэтический стиль Ломоносова (Глава III. Русская ода) http://lomonosov.niv.ru/lomonosov/kritika/serman-poeticheskij-stil/russkaya-oda.htm
    3.Монографии и статьи по русской литературе ХVIII века// Отдел русской литературы ХVIII века. Институт Русской Литературы (РАН) http://xviii.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=11311

    Староста группы должен создать папку на гугл-диске, в которую студентам необходимо выложить выполненные задания в срок до 23.03.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-11), 24.03.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-13), 03.04.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-14). Задания нужно разместить в документе формата *doc, назвать файл «Практическое задание №3 _ИРЛ_Фамилия студента». Староста публикует эту ссылку в сообщении в этом топике.

  • Методические рекомендации к семинару 1 группы ФЛ-РЛБ-12:
    1. Старайтесь выполнять задания самостоятельно. Много работ одинаковых, с идентичными формулировками.
    2. Посмотреть всем , что такое пресечение в теории Тредиаковского. Зачем оно необходимо и в каких стихах используется?
    3. Вспомнить, что такое героический стих, дольник, акцентный стих.
    Эти вопросы отразите в читательском дневнике.

  • Методические рекомендации к семинарскому занятию № 3 «Жанр оды в творчестве М.В. Ломоносова»:
    1. Прочитать работу Ю.Н.Тынянова «Ода как ораторский жанр».
    2. Уметь различать жанровые разновидности оды (торжественная, философская, анакреонтическая).
    3. Еще раз обратить внимание на формулировки тем в оде Ломоносова, выделить главную и обосновать, почему данная тема является ключевой.
    4. Работу с художественными текстами фиксируем в читательском дневнике.

  • 21.04.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-11)
    22.04.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-13)
    29.05.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-14)
    13.05.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-12)

    Семинарское занятие №4
    Тема: Целостный анализ оды Г.Р. Державина «Фелица»

    План:

    1. Определить жанровое своеобразие «Фелицы» Г.Р. Державина . Аргументированно ответить на вопрос: можно ли считать оду образцом классицистической оды?
    2. Дать развернутую характеристику многопланового образа Фелицы:
    — найти художественные средства создания образа (сравнить с образом Елизаветы в оде Ломоносова);
    — привести примеры травестирования образа Фелицы и объяснить их художественную функцию.
    3. Какое место занимает автор в образной системе оды?
    4. Какова художественная природа «забавного русского слога» в оде Державина. Привести примеры.

    Литература

    Основная
    1. Гуковский Г.А. Ранние работы по истории русской поэзии 18 в. М.: Языки русской культуры, 2001. С.196-199.
    2. Западов А.В. Мастерство Державина. М., 1985.
    3.Западов А.В. Поэты ХVIII века: М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин: Литературные очерки. М., 1979. С. 190-199.
    4. Кондрашов С.Н. О мастерстве Державина-одописца: субъектно-объектная организация одического текста // Старинные мастера русского слова. М., Самара, 1993. С. 109-124.
    5. Кондрашов С.Н. Ода «Изображение Фелицы» — шедевр державинского классицизма // Развитие жанров русской лирики конца ХVIII-ХIХ веков. Куйбышев, 1990. С. 41-52.
    6. Макогоненко Г.П. Пути развития русской поэзии ХVIII века // Поэты ХVIII века. Л., 1972. Т.1. С. 43-47.
    7. Пумпянский Л.В. К истории русского классицизма. // Пумпянский Л.В. Классическая традиция. М., 2000. С. 104-108, 122-134.
    8. Серман И.З. Державин. Л., 1967.
    9. Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973. С. 80-84, 94-96.

    Дополнительная

    1. Аверинцев С.С. Поэзия Державина. // Аверинцев С.С. Поэты. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. С.121-135.
    2. Белинский В.Г. Сочинения Державина // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т.6. М., 1955 (или любое другое издание).
    3. Благой Д.Д. Державин. М., 1944 (или любое другое издание).
    4.Гаврила Державин. Нортфилд, Вермонт, 1995: статьи Е.Г. Эткинда «Духовная дилогия (Оды «Бог» и «Христос»)», А.Л. Крон. «’Евгению. Жизнь Званская’» как метафизическое стихотворение», А. Левицкого. «Оды ‘Бог’ – у Хераскова и Державина», Вяч.Вс. Иванова. «Современность поэтики Державина».
    5. Москвичева Г.В. Жанры русского классицизма: Из лекции по спецкурсу. Горький, 1974. Ч.2. С. 81-86.
    6. Портнова Н.А. «На смерть князя Мещерского» Державина. // Анализ одного стихотворения. Л., 1985. С.77-90.
    7. Ходасевич В.Ф. Державин. М., 1988.

    Материалы к занятию:

    1. Образ Екатерины II в живописи https://turambar.ru/ekateriny-vek-zlatoj.html
    2. Гавриил Державин. Ода «Бог». Фильм из цикла «Библейский сюжет» (канал «Культура») https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=-ym4Bg0TYMw&feature=emb_logo
    3. Монографии и статьи по русской литературе ХVIII века// Отдел русской литературы ХVIII века. Институт Русской Литературы (РАН) http://xviii.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=11311

    Староста группы должен создать папку на гугл-диске, в которую студентам необходимо выложить свои материалы в указанный срок . Задания нужно разместить в документе формата *doc, назвать файл «Практическое задание №4 _ИРЛ_Фамилия студента». Староста публикует эту ссылку в сообщении в этом топике.

  • 19.05.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-11)
    06.05.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-13)
    27.05.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-12)
    12.06.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-14)

    Семинарское занятие №5
    Тема: Художественный метод комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

    План:

    1. Изучите основные научные концепции «просветительского реализма» в русской литературе ХVIII- начала ХIХ века (см. материалы к занятию и прикрепленный файл). Определите значимые художественные принципы просветительского реализма в русской литературе. Какие из указанных художественных принципов реализуются в комедии Фонвизина «Недоросль»?

    2. Выпишите из текста пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» примеры, характеризующие речь Простаковой, Скотинина, Софьи, Правдина, Тришки. Объясните причины неоднородности речи персонажей из дворянской среды. Проследите, как меняется речь Простаковой в зависимости от ситуации и собеседника. Сделайте вывод о функциях речевой характеристики героев пьесы.
    3. Что нового вносит Фонвизин в поэтику комического?
    4*. Подготовьте сообщения на темы: «Сценическая история комедии Фонвизина «Недоросль»
    5*. Подготовить материал для дискуссии «Проблема воспитания в русской литературе 18 века (А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин)».

    __________
    * Задания 4 и 5 выполняются по желанию. Рекомендуется выполнять данные задания в микрогруппах (4-5 человек) в форме презентации.

    Литература

    Основная
    1. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца ХVIII века. М., 1977.
    2. Берков П.Н. История русской комедии ХVIII века. Л., 1977. С. 352-361.
    3. Глухов В.И. Становление реализма в русской литературе ХVIII – начала ХIХ века. Волгоград, 1976. С. 74-104.
    4. Западов В.А. Проблемы изучения и преподавания русской литературы ХVIII века. Статья 2: Ранний русский реализм// Проблемы изучения русской литературы ХVIII века. Л., 1978. С. 69-100.
    5. Ключевский В.О. «Недоросль» Фонвизина: опыт исторического объяснения учебной пьесы // Ключевский В.О. Сочинения: В 8 т. М., 1959. Т.8. С. 263-287.
    6. История русской драматургии. ХVIII – первая половина ХIХ века. Л., 1982. С. 140-146, 157-160.
    7. Лебедева О.Б. Русская высокая комедия 18 века: генезис и поэтика жанра. Томск, 1996. С. 17-25, 184-225, 324 – 333.
    8. Фохт Т.П. Фольклоризм комедии В.В. Капниста «Ябеда» // Русская литература и фольклорная традиция. Волгоград, 1983. С. 36-47.
    9. Рассадин С.Б. «Сатиры смелый властелин». М., 1985.
    10. Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973. Гл. ХI.

    Дополнительная
    1. Берков П.Н. История русской комедии ХVIII века. Л., 1977. С. 212-241.
    2. Берков П.Н. Василий Васильевич Капнист. М.; Л., 1950.
    3. Исаакович И.В. «Бригадир» и «Недоросль» Д.И. Фонвизина. Л., 1979.
    4. Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин: Биография писателя. М., Л, 1966. С. 89-110.
    5. Лебедева О.Б. Поэтика комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Томск, 1996.
    6. Макогоненко Г.П. Денис Иванович Фонвизин: Творческий путь. М.; Л., 1961. С. 224-261.
    7. Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. М., 1954.
    8. Пумпянский Л.В. Классическая традиция. М.: Языки русской культуры, 2000. С.134-146.
    9. Степанов В.П. Полемика вокруг Д.И. Фонвизина в период создания «Недоросля» // ХVIII век. Сб. 15. Л., 1986. С. 204-228.

    Материалы к занятию:
    1. Пашкурков А.Н. Система просветительского реализма как научная проблема https://kpfu.ru/portal/docs/F1247581899/158_1_gum_14.pdf
    2. Монографии и статьи по русской литературе ХVIII века// Отдел русской литературы ХVIII века. Институт Русской Литературы (РАН) http://xviii.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=11311
    3. Недоросль Д.И. Фонвизин Малый театр https://www.youtube.com/watch?v=YEzBqgKmbDM

    Староста группы должен создать папку на гугл-диске, в которую студентам необходимо выложить свои материалы в указанный срок . Задания нужно разместить в документе формата *doc, назвать файл «Практическое задание №5 _ИРЛ_Фамилия студента». Староста публикует эту ссылку в сообщении в этом топике.

  • 20.05.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-13)
    02.06.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-11)
    10.06.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-12)

    Семинарское занятие №6
    Тема: «Идейно-художественное своеобразие повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»»

    План:

    1. Изучите основные философские и художественные-эстетические принципы сентиментализма как художественного метода и литературного направления. Составьте кластер: «Русский сентиментализм как художественный метод и литературное направление».

    2. Прочитать одну из повестей Н.М. Карамзина 1790-х годов («Деревня», «Фрол Силин, благородный человек», «Наталья, боярская дочь»). Кратко записать признаки сентиментализма в этой повести.

    3. Прочитать повесть «Бедная Лиза». Ответить на вопросы и выполнить задания по повести:
    3.1. В чем заключается своеобразие конфликта в произведении?
    3.2. Как проявляется мастерство Кармазина-психолога в повести? Какие художественные приемы и способы изображения внутреннего мира героев использует автор (доказать примерами)? Какова художественная роль пейзажа в произведении?

    * Дополнительные задания (по желанию):

    1. Выпишите из текста повести отрывки, позволяющие судить об отношении Повествователя к героям.
    2. Выпишите из текста произведения образы-символы, определите их роль в раскрытии авторского замысла.
    3. Проследите развитие темы Эраста, обратившись к анализу других произведений Н.М. Карамзина («Юлия», «Чувствительный и холодный» и др.).
    4. Составьте библиографию произведений русской литературы, авторы которых испытали на себе влияние «Бедной Лизы» Карамзина.
    5. Подготовьте сообщения на темы: «Работа Карамзина над текстом повести «Бедная Лиза», «Имя и образ Лизы в русской литературе ХVIII-ХIХ вв.», используя материалы приложений к книге В.Н. Топорова «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения» (М., 1995).

    Материалы к занятию:

    Основная:
    1. Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1971. С. 209-250. http://lomonosov.niv.ru/lomonosov/kritika/orlov-literatura-xviii/sentimentalizm.htm
    2. Пумпянский Л.В. Сентиментализм// История русской литературы: В 10 т. М.-Л., 1947. Т.4. С. 430-445..
    3. Глухов В.И. Первые повести Карамзина и просветительская традиция // Язык и стиль: Метод, жанр, поэтика. Волгоград, 1977.
    4. Лотман Ю.М. Черты реальной политики в позиции Карамзина 1790-х годов: к генезису исторической концепции Карамзина // Проблемы историзма в русской литературе. Конец ХVIII – начало ХIХ века (ХVIII век. Сб. 13). Л.. 1981. С. 102-131. http://lib.pushkinskijdom.ru/Portals/3/PDF/XVIII/13_tom_XVIII/Lotman_102/Lotman_102.pdf
    5. Лотман Ю.М. Руссо и русская культура 18 — начала 19 века. // Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб, 2002. С. 383 – 388, 430 — 445.https://uchebnikfree.com/kultura/russo-russkaya-kultura-xviii-nachala-xix-31388.html
    6. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1987.https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/lotm_karam/07.php
    7. Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма (эстетические и художественные искания) СПБ, 1994 http://xviii.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=_CgHKqdimXw%3D&tabid=11311

    Дополнительная:
    1. Алпатова Т.А. Повествователь – герой – читатель на страницах повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». // Литература в школе. 2002. №7. С 3-6.
    2. Зорин А.Л., Немзер А.С. Парадоксы чувствительности: Карамзин «Бедная Лиза». // Столетия не сотрут…: Русские классики и их читатели. М., 1989. С.8-20.https://lit.wikireading.ru/11331
    3. Казарин В.П. Художественная символика повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» // Вопросы русской литературы. Вып. 2 (44). Львов, 1984. С. 65-71.
    4. Ковалевская Е.Г. Анализ текста повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» // Языки русских писателей ХVIII века. Л., 1981. С. 176-193.
    5. Лотман Ю.М. Об одном читательском восприятии «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина (К структуре массового сознания ХVIII века)// ХVIII век. Сб.7. М.; Л., 1966. С. 280-285.http://lib.pushkinskijdom.ru/Portals/3/PDF/XVIII/07_tom_XVIII/Lotman/Lotman.pdf
    6. Орлов П.А. Русская сентиментальная повесть // Русская сентиментальная повесть. М., 1979. С. 5-32.
    7. Пурыскина Н.Г. Слово и жест в сентиментальной повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина // Проблемы изучения русской литературы ХVIII века: Метод и жанр. Л., 1985. С. 111-117
    8. Розова З.Г. «Новая Элоиза» Руссо и «Бедная Лиза» Карамзина // ХVIII век. Сб.8. Л., 1969. С.259-268.
    9. Топоров В.Н. О «Бедной Лизе» Карамзина: К 200-летию со дня выхода в свет// Славяноведение. 1992. №5. С. 3-35. Или: Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995. С. 80-151.
    10. Фохт Т.П. Литературная и фольклорная традиции в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» // Фольклорная традиция в русской литературе. Волгоград, 1986. С. 3- 11. http://lib.pushkinskijdom.ru/Portals/3/PDF/XVIII/21_tom_XVIII/Buharkin/Buharkin.pdf
    11. Кудреватых А.Н. Эволюция психологизма в прозе Н.М. Карамзина: учебное пособие для студентов Института филологии, культурологи и межкультурной коммуникации /Кудреватых А.Н.; ФГБОУ «УрГПУ». – Екатеринбург, 2015. – 164 с. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/5917/1/uch00146.pdf

    Староста группы должен создать папку на гугл-диске, в которую студентам необходимо выложить свои материалы в указанный срок . Задания нужно разместить в документе формата *doc, назвать файл «Практическое задание №6 _ИРЛ_Фамилия студента». Староста публикует эту ссылку в сообщении в этом топике.

  • 03.06.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-13)
    16.06.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-11)

    Семинарское занятие №7

    Тема: «Целостный анализ стихотворения И.И. Дмитриева «Стонет сизый голубочек…»

    План:
    1. Определите черты сентиментализма и предромантизма в стихотворении.
    2. В чем заключается жанровое своеобразие стихотворения. Дайте определение песни как жанра. Найдите эти жанровые признаки в стихотворении Дмитриева. В чем отличия литературной песни от фольклорной? Выявите признаки элегии, баллады, басни.
    3. Определите характер взаимодействия литературы и фольклора в стихотворении. Проведите сравнительно-типологический анализ стихотворения Дмитриева «Стонет сизый голубочек…», народной песни «Как на дубчике два голубчика..» и фольклорной обработки «Стонет сизенький да голубочек…».
    4. Установите связь кольцевой композиции песни с ее идейно-художественным содержанием.
    5. Система тропов и словесно-стилистических средств в стихотворении. Функции эпитетов и метонимии.

    Литература
    1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья // Белинский В.Г. Собр. сочин.: В 9 т. М., 1981. Т. 6. С. 95-101.
    2. Виноградов В.В. Стилистические нормы салонно-литературной речи// Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка ХVII-ХIХ веков. М., 1982. С. 191-197.
    3. Жуковский В.А. Конспект по истории русской литературы// Жуковский В.А. Эстетика и критика. М., 1985. с. 321-323.
    4. Кочеткова Н.Д. Поэзия русского сентиментализма. Н.М. Карамзин. И.И. Дмитриев// История русской поэзии. Л., 1968. Т.1. С. 171-174.
    5. Купреянова Е.Н. Дмитриев и поэты карамзинской школы // История русской литературы: В 10 т. М., Л., 1951. Т.5. С. 121-139.
    6. Новикова А.М. Русская поэзия ХVIII – первой половины ХIХ века и народная песня. М., 1982. С. 41-44, 185-186.
    7. Песков А.М. Поэт и стихотворец Иван Иванович Дмитриев // Дмитриев И.И. Сочинения. М., 1986. С. 5-20.
    8. Макогоненко Г.П. Рядовой на пинде воин: Поэзия Ивана Дмитриева// Макогоненко Г.П. Избранные работы. Л., 1987. С. 8-73.
    9. Иван Иванович Дмитриев (1760–1837). Жизнь. Творчество. Круг общения / Ред. А. А. Костин, Н. Д. Кочеткова [Чтения Отдела русской литературы XVIII века. Выпуск 6]. – СПб., 2010. – 244 с.http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=2KuLk5j3RmI%3D&tabid=10447
    10. Материалы по творчеству И.Дмитриева http://az.lib.ru/d/dmitriew_i_i/

  • 17.06.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-13)

    Семинарское занятие №8

    Тема: «Идейно-художественное своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева»

    План:

    1. Составьте ментальную карту по «Путешествию из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.
    2. Кому автор адресовал свое посвящение? Как вы считаете, чем обусловлен этот выбор?
    3. Какой художественный смысл эпиграфа «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева?
    3. Дайте развернутую характеристику образа Путешественника.
    4. Определите проблематику и художественное своеобразие следующих глав «Путешествия…»: «Спасская Полесть», «Зайцово», «Крестьцы», «Медное», «Пешки».

    Литература
    Основная:
    1. Глухов В.И. Становление реализма в русской литературе ХVIII – начала ХIХ века. Волгоград, 1976. С. 157-194.
    2. Гуревич И.А. О развитии художественного мышления в русской литературе. Конец ХVIII – первая половина ХIХ века. Ташкент, 1987. Гл. III/
    3. Западов В.А. История создания «Путешествия из Петербурга в Москву» и «Вольности» // Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность. СПб., 1992. С. 475-623.
    4. Кулакова Л.И., Западов В.А. А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарии. Л., 1974.https://imwerden.de/pdf/kulakova_zapadov_puteshestvie_radishheva_kommentary_1974_text
    5. Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 145-162.
    6. Скафтымов А.П. О стиле «Путешествия из Петербурга в Москву» // Скафтымов А.П. Статьи о русской литературе. Саратов, 1958. С. 77-103. https://www.sgu.ru/archive/old.sgu.ru/files/izvestia/full/16_alpatova.pdf
    7. Эйдельман Н. «Вослед Радищеву» // Эйдельман Н. Из потайной истории России ХVIII – ХIХ веков. М., 1993. С. 50-81.
    http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/NYE/RADI2.HTM

    Дополнительная

    1. Бегунов Ю.К. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. М., 1983. С. 28-74.
    2. Западов В.А. История создания «Путешествия из Петербурга в Москву» и «Вольности» // Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность. СПб., 1992. С. 600-623.
    3. Кулакова Л.И. Композиция «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Л., 1972.
    4. Ковалева Н.И. Жанровое своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (Традиции и новаторство) // Проблемы изучения русской литературы ХVIII века. Л., 1974. Вып.1. С. 98-106.
    5. Моисеева Г.Н. К пониманию идейного замысла «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (глава «Тосна») // ХVIII век. Сб. 13. Л., 1981. С. 185-191.
    6. Немировский И.В. Статья А.С. Пушкина «Александр Радищев» и общественная борьба 1801-1802 годов // ХVIII век. Сб. 17. СПб., 1991. С. 123-134.
    7. Травников С.Н. А.Н. Радищев и русские «путешествия» ХVIII века // Идейно-художественное своеобразие произведений русской литературы ХVIII-ХIХ вв. М., 1978. С. 117-125.
    8. МЕЙЛАХ Б. С. „ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ МОСКВЫ В ПЕТЕРБУРГ» ПУШКИНА //ИЗВЕСТИЯ АКАДЕМИИ НАУК СССР
    ОТДЕЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА/ 1949, том VIII, вып. 3. май — июнь
    http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=GaoV7VTNS44%3D&tabid=1018