Лекция № 1 »Информатизация общества и информатизация образования» (12 записей)

  • Какие факторы, на ваш взгляд, сдерживают информатизацию отечественного образования? И есть ли такое сдерживание?

  • Факторы, сдерживающие процесс информатизации высшего образования:
    1) в вузах отсутствует единая методология проектирования и внедрения в педагогическую практику информационных
    средств обучения;
    2) разработка научно-педагогических основ информатизации не поспевает за развитием компьютерной техники и программно-аппаратных средств;
    3) применение информационных средств не ориентировано на создание целостных дидактических комплексов, позволяющих на информационном уровне всесторонне обеспечить учебный процесс;
    4) обучение не связано единым замыслом в рамках технологического подхода, а направлено на достижение «узких» (тактических) учебных целей – ускорение усвоения учебного материала, «натаскивание» по узким темам, демонстрация трудновоспроизводимых физических процессов;
    5) слабо развита координация и кооперация вузов различных министерств и ведомств при разработке программного и методического обеспечения процесса информатизации;
    6) руководящий и профессорско-преподавательский состав недостаточно подготовлен к использованию в вузах современных информационных средств;
    7) разнотипностью и недостаточным количеством вычислительной техники, поступающей в вузы;
    8) отсутствие единых критериев оценки степени информатизации образования не позволяет оценить или провести сравнительный анализ этого процесса.

  • Факторы,сдерживающие информатизацию отечественного образования:

    — недостаточный уровень оснащенности компьютерной, проекционной и телекоммуникационной техникой;
    — не полное соответствие электронных учебных изданий требованиям образовательных стандартов и учебных программ;
    — неэффективность использования технических и программных средств информатизации как в основном учебном процессе, так и в дополнительных, в том числе самостоятельных, занятиях школьников;
    — распределение дефицитных и дорогостоящих компьютерных ресурсов между отдельными учебными предметами и видами учебных занятий не всегда отвечает объективным показателям их эффективного использования и зачастую определяются случайными или субъективными факторами;
    — кадровая проблема информатизации, связанная как с уровнем подготовки педагогических кадров, так и с низким уровнем оплаты их труда.

  • Факторы информатизации образования, как такового, следует разделить на внешние и внутренние.
    С точки зрения внешних факторов, в информатизации отечественного образования сдерживающие элементы если не отсутствуют, то приближаются к минимуму. Доступность, ассортимент и качество используемых средств ИКТ и цифровых информационных ресурсов быстро повышаются, а удельная стоимость вычислительных ресурсов стремительно падает. Так же стоит отметить, что в настоящее время нет никакой разницы между техническим оснащением сельских и городских школ.
    Несколько иначе дело обстоит во внутренних факторах информатизации отечественного образования:
    1) Научно-методические программы зачастую не поспевают за темпами развития технического и программного обеспечения.
    2) Не хватает приемлемых решений проблемы изменения содержания образования, методов и форм учебной работы в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды.
    3) Уровень знакомства специалистов образования с педагогическим потенциалом ИКТ, их способность использовать этот потенциал в своей профессиональной работе далеки от желаемого.

  • факторы, которые сдерживают информатизацию отечественного образования:
    1) дороговизна оборудования и программного обеспечения;
    2) отсутствие культуры эксплуатации компьютерных средств;
    3) отсутствие культуры автоматизированного обучения;
    4) отсутствие стимулов;
    5) дороговизна оплаты услуг телефонных компаний и провайдеров Интернет;
    6) отсутствие правового фундамента, защищающего права создателей и пользователей;
    7) отсутствие необходимого количества специалистов (утечка мозгов);
    8) отсутствие гарантированных ресурсов для оплаты труда специалистов;
    9) традиционный консерватизм работников органов управления образованием;
    10) низкий уровень кругозора значительной части работников органов управления образованием в области информационных технологий.

  • Проблемы информатизации образования является фундаментальной и важнейшей глобальной проблемой ХХI века в силу следующих основных причин:
    · стремительное развитие процесса информатизации общества, которое является проявлением общей закономерности развития цивилизации. Сегодня этот процесс приобрел поистине глобальный характер и уже охватывает практически все развитые страны мира, в том числе и Россию. При этом информатизация общества влечет за собой многие весьма радикальные социальные изменения. Она существенным образом изменяет практически все стороны жизни людей;
    · функциональные возможности и технические характеристики средств информатики, информационно-телекоммуникационных технологий в последние годы исключительно быстро растут, а их стоимость неуклонно снижается, что делает эти средства все более доступными для массового пользователя. Необходимо отметить, что эти возможности уже сегодня значительно опережают тот уровень подготовленности общества, который требуется для их эффективного использования, и это порождает еще одну социальную проблему — проблему развития новой информационной культуры общества, тесно связанную с проблемой развития сферы образования;
    · дальнейшее стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и широкое внедрение ее достижений в социальную практику привели к формированию совершенно новой информационной среды общества

  • Здесь можно назвать три основные причины:

    1. Стремительное развитие процесса информатизации общества, которое является проявлением общей закономерности развития цивилизации.
    Сегодня этот процесс приобрел поистине глобальный характер и уже охватывает практически все развитые страны мира, в том числе и Россию. При этом информатизация общества влечет за собой многие весьма радикальные социальные изменения. Она существенным образом изменяет практически все стороны жизни людей и сегодня уже нет никакого сомнения в том, что наступающий XXI-й век будет веком информации;
    2.Функциональные возможности и технические характеристики средств информатики, информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий в последние годы исключительно быстро растут, а их стоимость неуклонно снижается, что делает эти средства все более доступными для массового пользователя. Необходимо отметить, что эти возможности уже сегодня значительно опережают тот уровень подготовленности общества, который требуется для их эффективного использования, и это порождает еще одну социальную проблему – проблему развития новой информационной культуры общества, тесно связанную с проблемой развития сферы образования.
    Анализ показывает, что несмотря на весьма впечатляющие возможности последних моделей информационной техники, можно вполне обоснованно прогнозировать, что в ближайшие годы наука и технология предъявят миру еще не одно удивительное достижение в области развития информатики, информационной техники и высокоэффективных информационных технологий;
    3.Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что дальнейшее стремительное развитие информатики и широкое внедрение ее достижений в социальную практику приведут к формированию совершенно новой информационной среды общества, которую современные философы называют инфосферой. Именно инфосфера будет определять основные черты информационного общества, той новой цивилизации, которая уже сегодня формируется в развитых странах и с исторической неизбежностью будет распространяться от них по всему миру.
    Развитие глобального процесса информатизации, уже начавшегося в развитых странах, переход к формированию нового информационного уклада жизни ставят перед системой образования новую глобальную проблему подготовки миллионов людей к жизни и деятельности в совершенно новых для них условиях информационного общества. Это требует принципиально новых подходов к проблеме информатизации сферы образования, существо которых рассматривается ниже.

    Новый подход к проблеме информатизации образования
    Сегодня уже общепризнанно, что в перспективной системе образования должны доминировать информационные компоненты. Ведь система образования должна не только давать учащимся необходимые знания о новой информационной среде общества и практические умения использовать ее возможности, но также формировать у них новое мировоззрение, которое должно быть основано на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, человеческом обществе, а также в обеспечении жизнедеятельности самого человека.

    Таким образом, проблема информатизации сферы образования уже не может больше рассматриваться лишь как инструментально-технологическая или как проблема насыщения сферы образования средствами информатики и создания на их основе педагогических инструментов. Сегодня необходимо ставить вопрос об изменении целей образования, его принципиально новой ориентации на проблемы информационной цивилизации.

  • Я считаю, что проблемами информатизации образования на сегодняшний день, является:
    1. Отсутсиве доступности бесплатного ПО;
    2. Отсутствие необходимого количества специалистов;
    3. Недостаточный уровень оснащенности компьютерной, проекционной и телекоммуникационной техникой

  • На мой взгляд основными факторами сдерживающими информатизацию отечественного образования являются :
    1)Низкий уровень оснащенности учебных заведений компьютерами
    2)Нехватка специального ПО и низкий уровень знания информационных технологий
    3)Недостаток финансирования и отсутствие мотивации

  • По моему мнению, такие факторы безусловно есть. Во-первых это недостаточное финансирование. Во-вторых отсутствие правового фундамента, который бы защищал права создателей и пользователей. В-третьих недостаточный уровень компьютеризации. В-четвертых недостаточное количество квалифицированных кадров.

  • Факторы, сдерживающие информатизацию отечественного образования:
    1. Недостаточная доступность бесплатного программного обеспечения;
    2. Слабое финансирование данной области;
    3. Мало квалифицированных специалистов;
    4. Консервативное мышление органов управления образованием.

  • сдерживающим информатизацию фактором является:
    1. выступают неготовность педагогов к осуществлению образовательной деятельности с использованием средств и технологий информатизации;
    2. низкое качество содержательного наполнения тех информационных ресурсов, которые лежат в
    основе информатизации образования.